Водка – не русский напиток

Водка - не русский напиток

На протяжении веков сложившийся стереотип о том, что абсолютно все русские подвержены глубокому пьянству, препятствует осознанию того факта, что пшеничный и виноградный спирты были изобретены далеко не на Руси.

Слово «спирт» и вовсе имеет арабское происхождение, как и «аламбик» - аппарат для перегона. В связи с этим бытует мнение, что именно арабами и была завезена в Европу, а именно в Испанию, технология дистилляции. Сами они же датируют это открытие 800 годом до нашей эры. Впрочем, изготовление самих напитков справедливо приписать уже европейцам. Новая категория продукции достаточно быстро приобрела популярность, в частности вино, которое нарекли не иначе как Aqua Vita – Вода Жизни. Все в дальнейшем возникающие названия имели эту этимологию.

По убеждению Вильнов, спирт был панацеей и жизненным эликсиром, воплощавшим все поиски алхимических исследований. Водке неустанно инкриминировали мистические свойства, ввиду тайны, которой было окутано ее происхождение. Растения и плоды добавлялись с целью усилить ее лечебные свойства, а не для гурманов, в целях разнообразить вкус. Именно стремясь открыть снадобье, дарующее людям вечную молодость или долголетие, в XIV-ом веке монахами был изобретен ликер. Продолжая свои изыскания на алкогольном поприще, они от года к году увеличивали количество рецептов, а с ввозом на территорию Европы тростникового сахара и специй, в XVIII-ом веке, ознаменовалась новая эра в производстве ликеров. В XIX-ом веке был изобретен новый, более совершенный, аппарат для дистилляции, что позволило наконец-таки устранить огрехи производства эликсиров – неприятный привкус, остающийся из-за присутствия в напитке спирта.

Водка на Руси

В обычаях, заложенных в течении долгих веков, не было места для водки. Более того, по вкусу она нам тоже не пришлась, что ни мало удивило генуэзских купцов, которые в XIV-ом веке завезли популярнейший европейский продукт на территорию России. Его сочли излишне крепким, и годным лишь как лекарственный препарат. Повторная попытка экспорта на Русь вильнюсского чуда во время правления Василия II также не имела особого успеха.

В XV-ом веке у нас выводят аналог напитка из собственного ржаного сырья, до тех пор на Руси в почете были пиво и медовуха. Но, несмотря на это, никакого разгула пьянства в державе, к тому времени набравший колоссальный политический вес, не было. Подобные обвинения звучат в адрес великого и могучего народа на основе идеологии, которую старательно насаживали за рубежом в течении многих веков. Идеология эта заключалась в том, что русские не что иное, как грязные звери, нищий и дикий народ, склонный ко всем возможным порокам и сам их распространяющий. Укреплять этот миф стали поставками «хлебного вина» в XVI-ом веке. До тех пор право на производство алкоголя и содержание кабаков имели лишь государственные чины. Их, кабаков, появлению многие были не рады, так как это попирало обычаи славян. В связи с чем народ и духовенство стали активно протестовать против питейных домов, иногда даже просто уничтожая их. Но поскольку кабаки давали прибыль непосредственно для государственной казны, то ликвидировать их не удалось, и постепенно люд обвыкал и начинал все чаще туда захаживать. Для того чтобы он проявлял больше рвения проводились различные мероприятия и создавался соответствующий антураж, такой как скоморохи, музыканты и «непотребные женки». Популяризации принимала огромные масштабы и следственно несла за собой последствия. Люди стремились заложить имущество, чтобы платить по счетам. В Сибири, дабы хоть как-то удержать это в узде, был издан указ от 1698-ого года, в котором запрещалось принимать подобную уплату и самих «клиентов» требовалось наказывать, беря с них лишь столько сколько пропил. Существовало, в целом, две системы управления кабаками – «на веру», они управлялись казной, и «на откуп». Так они управлялись вплоть до XVIII-ого века.

Водка – не русский напиток

Таким образом, правительство Руси само поспособствовало укрепления мифа, положив начало пьянству.

В европейском обществе, в частности в Британии в XVII-ом веке, с пьянством активно боролись. Применялась даже порка, что, по мнению многих, и привело к смене власти на Туманном Альбионе. После коронации Чарльза II-ого «пить» было долгом и почетной обязанностью каждого британца, а если ты отказываешься – ты пуританин, который тщательно скрывается. Более того, возникли особые группирования, среди лояльных королевской политике, которые, применяя силу, тащили людей в питейные дома. Пьющий народ доставлял власти меньше хлопот. Несогласных людей избивали, сажали в тюрьмы, казнили.

Гонения трезвенников в Британии, не идут ни в какое сравнение с тем, что было на Руси. На Руси, пусть и содержались кабаки властью, в них людей не тащили и не подвергали преследованиям, силой привлекая к пьянству.

Россия – страна заядлых пьяниц.

Становления мифа о русском пьянстве, как общемирового, начало происходить в XVII-ом веке. В особенности этому поспособствовали «воспоминания» путешественников посетивших Россию. Адам Олеарий писал, что ни одна держава во всем мире так не подвержена пьянству, как Русская. В частности о духовенстве он говорил, что их, возможно, отличить от обычного люда лишь по одежде, настолько они ведут разгульный образ жизни. Еще он повествовал о том, что иностранцы, попадающие на эти земли, на пример, описывая кварталы Москвы с проживающими в них поляками, литовцами и немцами, сами заражают своим неподобающим поведением русских. Их кварталы он того и кличут «Налейками», что в них часто звучат соответствующие призывы. Так что приводимые в доказательство «воспоминания» освещаются лишь с одной, определенно не объективной, стороны.

Со стороны Запада в течении столетий велась предвзятая политика. Русские в глазах остального мира всегда преставали, как отбросы мира. Пьяные, варварские обычаи которых не соответствуют моральным нормам цивилизованного общества. Никого не смущало то, что местами подобные истории были откровенно надуманными и лживыми. Факты нещадно искажались, преувеличивая недостатки и пороки русского народа. И постепенно грязные сплетни выросли до уровня обвинений.

Водка – не русский напиток

Автором этих обвинений стала Европа, которая и подавно, не могла похвастаться, приличным поведением своих граждан. Беспробудное пьянство, которое царило на этих землях, в том числе и среди женщин, набрало к концу XVII-ого века ужасающие обороты. Англия, Голландия, Германия – все, как один, заимели свои национальные напитки, зачастую выбираемые по таким критериям, как дешевизна и содержание алкоголя. В таких условиях даже правительство, которое еще не так давно активно призывало к употреблению горячительных напитков, забеспокоилось. Издавались законы, которые, впрочем, так и не соблюдались. Даже вводимые штрафы и поднятие цен, в частности на джин, не возымели должного эффекта. Это привело к массовым протестам и развернувшимся вслед за ними кровавым столкновениям.

Но главными пьяницами все равно считают россиян, а вовсе не британцев. Миф уже пустил свои корни глубоко в сознание общества, намертво закрепившись там и формируя представление о государстве.

В то время в России даже не подозревают о том, как именно отзываются о них европейцы. Династия Романовых стремительно наводит порядок, возобновляя запрет на негосударственное владение кабаком, после утраченных в Смутное время законов. Остаются лишь «кружечные дворы», в наличие одного в городе. И в тот момент, когда, казалось бы, пьянство будет загнано в рамки и удастся навсегда заклеймить все обвинения в этом грехе, как ложь, к власти на Руси приходит Петр I-ый. Человек, которые с огромным желанием прогибался перед Западом, пустил в страну новую волну «путешественников». Те, в свою очередь, вновь принялись пропагандировать разгульный образ жизни, что сам Петр достаточно быстро перенял и навязал российскому дворянству, а значит и всей России.

Далее Петр поспособствовал развитию такого «учреждения», как Всепьянейший собор. Это было не что иное, как грязное надругательство над обычаями и традициями Руси, а прежде всего ее духовностью. Сам собор фактически являлся общественной организацией, со своим собственным уставом и чинами. В частности Петр носил звание дьякона, и устав этот писал лично. В нем имитировались церковные обряды, а главным требованием был тезис: «Никогда не ложись спать трезвым». Грязные гуляния, проводимые ими, нередко сопровождались осквернениями алтарей и служб, проводимых в церкви. Данные событие крайне положительно воспринимали большевики, но не народ. Тем более, что им отводилась роль содержателей государства, ее силы и опоры.

С возрастом, естественно, Петр становился все более зрелым, серьёзным. Становился настоящим главой государства, но грехи юности взяли свое. На 53-ом году жизни он умер. Словно расплату за свое увлечение алкоголем он понес, которую, к слову, Россия платит до сих пор.

Водка – не русский напиток

В XIX-ом веке миф уже не оспаривался. Он настолько укрепился в европейском обществе, что словосочетание «русский народ» стало крепко ассоциироваться с пьянством. Но жители деревень, как и прежде, не подозревали о своей репутации за рубежом родины. Они работали и жили. Ни регулярных колоссальных попоек, ни неподобающего поведения. Чем был немало удивлен знаменитый публицист Александр Энгельгардт, писавший об этом. И когда вся страна выбралась из рабских оков, она избрала для себя трезвый путь, вопреки инкриминируемым ей грехам.

В целом в XIX-ом движение за трезвенность приобрело на Руси национальный характер. Вторая половина века ознаменовалась серией разгромов кабаков и питейных заведений. Впоследствии данные настроения проснулись во всем мире. В начале XX-ого века в России действовало более четырехсот сообществ трезвенности, которые являлись основной движущей силой борьбы.

Итого этой борьбы стало очередное возобновление монополии на питейные учреждения, и запрет на алкогольные продукты, крепость которых превышала шестнадцать градусов. Власть принялась содействовать борьбе, и на этом этапе произошло нечто странное. Народ стал постепенно входить к ней в оппозицию. Начались незаконные торговые обороты алкоголя. По всем деревням, особенно в период Первой Мировой войны, принялись гнать самогон. Количество потребляемого спиртного росло от года к году, но все же не превышало цифр той же Европы и Америки. В течении всего XX-ого века государственной властью проводились разнообразные кампании, повышение цен и «сухие законы», которыми они стремились отвадить народ от рюмки. Возможно, именно тут миф настиг нас самих. Когда во всем мире упорно твердили, что мы пьяницы, и мы сами начали в это верить. Мы поддались провокациям Запада. Мы приняли их лживые обвинения на веру, чего делать не следовало.

Наше сообщество

Подписка на новости