Мужские и женские Славянские Ведические имена

Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Х Ц Ч Ш Щ Ю Я

МУЖСКИЕ ИМЕНА

Бава - медлительный

Багоня - багульник

Багро - значение неясно, возможно от «багровый»

Бажан - обожаемый, желанный: от «бажати» - желать

Бажен - то же

Байко - говорун

Бакан - багровая краска из червеца,

Бакота - шутник

Бакула - то же

Бакуня - краснобай

Балда - дубинка, колотушка. «Балдой» называют большой куз­нечный молот. Богатырь из русской сказки.

Балован - избалованный, возможно, также, что ох «балия» - врач

Баломир - по смыслу подходит «народный целитель»

Балосын - сын врача

Балуй - гриб

Балша - уменьшительное от имён с основой «Бало»

Баран - баран. Обычай называть людей «звериными» именами идёт из глубокой древности и распространен у всех индоевропей­ских племён. Например, Вольф (волк) у германцев; Агнесса (Овеч­ка) у римлян; Фока (Тюлень) у греков и т.д. Можно лишь предпо­лагать, что люди брали себе имя зверя - покровителя племени (рода). Баран впервые упоминается с 1249 г. в польских источни­ках.

Барвин - крашеный, цветной. Барвинок - растение могильница, гроб-трава.

Барма - бормотун. Имя русского зодчего XVI века, одного из строителей христианского храма Василия Блаженного в Москве.

Барним - (медлительный). «Барить» - задерживать, заставлять мешкать. Барним I - западно-поморский князь.

Басенок - сказочный: от «баснь» - сказка. Воевода Московский, возглавивший в 1456 г. рать на новгородцев.

Баско - красавчик

Баташ - от «батать» - качать ногами

Батура - упрямец (рязанский говор)

Батяшка - возможно, то же, что и Баташ

Бахарь - сказочник, врун

Баян - рассказчик, сказитель; от «баяти» - рассказывать.

Бдигост - высматривающий гостей

Бедислав - бедою славный. Имя одного из князей, подавлявших восстание холопов на Новгородчине в IX в.

Бежан - бегающий

Безгнев - безгневный

Бездруг - без друзей

Безман - значение неясно

Безмест - значение неясно

Безнос - безносый

Безобраз - безобразный

Безпрем - неизменный

Безрук - безрукий

Безсон - бессонный

Белеут - язь (рыба)

Велик - белый, беловолосый

Белимир - белый (свешенный) мир

Беловолод - «тот, чья власть свещенна». Белый - свещенный цвет. Беловолод Просович - гонец, рассказавший вел. князю Свя­тославу Всеволодовичу о поражении князя Игоря Святославовича от половцев в 1185 г.

Беловук - белый волк, сербское имя

Белоглав - с белой головой, седой

Белоглаз - значение не совсем ясно

Белогор - белая (свещенная) гора

Белогость - свещенный гость

Белогуб - имеющий белые (бесцветные) губы

Белозер - кречет (птица)

Белозор - белый взор, в отличие от «взора чёрного», т.е. сглаза

Белослав - белый (свещенный) и славный

Белота - белый

Белотур - белый тур

Белоус - имеющий белые ус

Белый волк - белые волки считаются воплощением духов.

Белый Полянин - сказочный витязь, обучавший Ивана-Царевича воинскому делу.

Белояр - «свещенная ярость»

Беляй - светлый, белый

Беляк - белый

Белян - белый

Бень - вилы: возможно, «острый», злой человек

Берест - берестяной

Берестень - берестяной

Беривой - значение неясно, невозможно определить значение ос­новы «бер»

Беридраг - значение неясно

Беримир - значение неясно

Берислав - значение неясно

Бермята - тяжёлый; от «беремя» - тяжесть

Берн - бревно, берно (брянский говор), уменьшительное Бернята

Берсень - крыжовник

Веско - возможно, от «бес» - злой дух

Бессон - бессонный

Бестуж - бесстыдный: от «стоуж» - стыд

Бивой - бьющий воинов. Бивой Бобр - чешский воин, одолевший голыми руками огромного вепря.

Билуг - сокращение от Белогость

Билюд - бьющий людей

Благиня - добряк

Благовест - добрая весть

Благодар - добрый (благой) дар

Благолюб - любящий добро (благо)

Благомил - тот, кому мило благо (добро)

Благомир - добрый (благой) к миру. Возможно, что Благомир и Богумир одно и то же лицо. Квасура передал Благомиру тайну при­готовления сурьи (сурыни).

Благород - благородный, т.е. рождённый на пользу людям. Главный редактор газеты «Советы Бабы Яги».

Благослав - славный добротою, славящий благо

Благота - благостный

Благохран - хранящий добро (благо)

Благояр - благой и ярый

Блажен - блаженный

Блажибор - значение неясно. От «блажить» (ублажать) и «бо­роться» .

Блажимир - значение неясно

Блажислав - значение неясно. Возможно, «довольный своей сла­вой».

Блажко - уменьшительное от имён с основой «Благо» и «Блаж»

Блазн - соблазн

Блестан - блистающий

Блестовит - от «блестеть» и «витать» (жить, обитать)

Ближика - родственный

Близбор - значение неясно

Близгост - значение неясно

Близна - рубец от раны

Близомир - значение неясно

Блин - блин, очень распространённое имя. Блины с древности служили обрядовой пищей.

Блуд - блудливый

Блюд - блюститель. Так у Татищева звали воеводу Ярополка ((©луда), предавшего своего государя. После чего в его имени «ю» в народной памяти заменилось на «у».

Бобр - бобр, священное животное ариев. «Душа бобра равна ду­шам 100 праведников» (Авеста).

Бобрец - бобровый, подобный бобру

Боброк - то же, что и Бобрец. Воевода князя Дмитрия Донского, Беброк Волынец, участник Куликовской битвы.

Бобрыня - то же, что и Бобрец

Бобырь - от «бобровать» - бродить по воде или болоту

Боговлад - владеющий (чем-либо) от бога Боговласт, властвующий (над кем-либо) по воле бога

Богодей - от «боги» и «деяти»; богоугодный, делающий что-либо в угоду богам.

Боголеп - угодный (лепый) богам " Боголюб, любимый богами

Богомил - милый богам. Верховный Жрец словен в конце X в. Возглавил сопротивление новгородцев войску крестителей Добрынии Путяты.

Богомол - молящийся богам. Слово «молить» в древности имело смысл «приносить жертву».

Богомяк - от «боги» и «мякшити»: дословно: «боги смягчились» (смилостивились)

Богород - рождённый после просьбы к богам

Богувид - тот, кого видит (замечает) бог

Богужив - тот, кто жив благодаря богу

Богуместь - мстящий за бога

Богумил - милый богу

Богумир - в мире с богами. Согласно «Велесовой Книге» - пра­родитель некоторых славянских племён (кривичей, древлян, по­лян, северян, русов)

Богун - «богун» - длинная жердь, положенная на стойки: на них развешиваются сети для просушки. Также растение багульник.

Богурад - радеющий за Бога

Богуслав - славящий Бога

Богухвал - хвалящий Бога. Богухвал (ум.1253 г.), познанский епископ, написал польские хроники до 1252 г.

Богуш - уменьшительное от имён с основой «Бог»

Богша - сокращение от имен с основой «Бог»

Бодан - (колючий) сербский князь XI в., завоевавший Боснию

Бодало - рогатина, копьё.

Бодень - орудие для удара тычком.

Боеслав - славный в бою

Бож - божий. Сокращение от имён с основой «Бож», «Бог».

Божан - то же

Божедар - дар божий

Божейко - уменьшительное от имён с основой «Бож»

Божен - божий

Божедом - божий дом

Божеслав - славящий богов

Божетех - утешение божье

Божидар - божий дар. Божидар Вукович - сербский издатель, живший в Венеции в XVI веке.

Боживой - божий воин

Божибор - борящийся за богов

Божимир - божий мир

Божирад - радеющий за богов

Божко - уменьшительное от имён с основой «Бог», «Бож»

Божок - то же

Боиборз - скоротечный бой

Бой - бой, воинственный, боец

Бойдан - воинственный

Бойкан - бойкий

Бойко - боец

Болебор - больший (лучший) борец

Болегорд - больший гордец

Болегост - больший купец

Болелют - тот, кто отличается большей лютостью

Болемест - тот, кто больше всех отомстил

Болемил - более милый

Болемир - более мирный

Болемысл - более мыслящий. Слово мыслить имело в древности значение «победить зверя хитростью. Мысливец - охотник; чело­век, умеющий добыть зверя.

Болерад - более заботящийся (о ком-то) Болечест, более честный

Болеслав - более славный

Болорев, согласно «Велесовой Книге», Болорев победил и убил Винитара, короля готов (по мнению Б.Кресеня, Болорев - это Баламбер)

Большак - большой

Бонята - значение неясно Борай, значение неясно Борзивой, быстрый воин

Борзигорд - от «борзый»(быстрый) и «гордый»

Борзират - быстрый ратник

Борейко - возможно, что это уменьшительное от имён с основой «Бор».

Борживой - чешское произношение имени Боривой. Чешский князь IX в. Первый чешский князь-христианин.

Борзосмысл - «быстродумающий», сообразительный

Борзун - скорый, быстрый

Борзята - быстрый. Возможно, сокращение от Борзосмысл

Боривит - от «бороться» и «обитать»

Боригнев - сдерживающий гнев

Боривой - победитель воинов. Новгородский князь IX в., сра­жавшийся с варягами. Отец Гостомысла.

Бори л - борящийся (юж. слав, имя)

Борим - сокращённое от Боримир

Боримир - борющийся за мир

Бориполк - побеждающий полк

Борис - сокращённое от Борислав

Борислав - борющийся за славу. Князь балтийских славян

Боритех - тешащийся борьбой

Борич - боровой, лесной

Борко - сокращение от имён с основой «бор»

Боркун - возможно, от «борыкаться», «брыкаться» - бороться с чем-либо.

Борна - то же, что и Борич.

Боровин - брусничный: от «боровина» - брусника. «Боровынь во реще, яко есь сылень...» (ВК I.Ka).

Бородай - бородатый

Борослав - славящий бор. Либо «славящий борьбу»

Бортень - борть, пчелиное дупло

Бору слав - славно борющийся. Князь Бору слав упоминается в Велесовой Книге (ВК III 25).

Борута - злой дух, лесной колдун. Имя-оберег. Злой дух Борута обитал в Польше под развалинами Ленгицкого замка, охраняя не­сметные сокровища.

Борут - родовой старейшина из племени Хорутан (VIII в.). Именно из этого рода выбирали князя.

Борята - борющийся. Возможно, уменьшительное от Борислав. Ботко, стучащий, колотящий (юж. слав, имя)

Ботук - толстяк; от «ботети» - толстеть. Отсюда же и «ботва»

Бочар - аист, либо бондарь (бочар)

Боща - бодун; от «бость» - бодать

Боян - боец. Певец-сказитель из «Слова о полку Игореве»

Бравлин - иногда пишется Бравалин, Бранливый: возможно, от «боровой» - леший, одержимый злым духом. Или же «воинствен­ный», что скорее всего.

Брага - брага, забродивший солод, очень распространённое имя. Уменьшительное Бражко.

Бразд - борозда

Бранен - военный

Бранибор - побеждающий в сражениях, либо защитный лес.

Бранивой - сражающийся воин

Браниволк - сражающийся волк

Бранилюб - любитель битв

Браним - сокращение от Бранимир

Бранимир - сражающийся за мир

Браниполк - сражающийся за полк. Возможно, также имело зна­чение «сражающийся в походе».

Бранирад - радующийся битве

Бранислав - добывший славу в сражениях

Бранитех - тешащийся битвами

Бранко - воинственный; от «брань» — битва, война. Уменьши­тельное от имён с основой «бран».

Бранкован - воинственный

Браносуд - судебный поединок

Бративой - собирающий воинов

Братило - уменьшительное от Братислав

Братимир - собирающий мир

Братислав - берущий славу

Братодраг - дорожащий братом

Братолюб - любящий брата

Братомил - милостивый к брату

Братонег - нежный к брату

Браторад - заботящийся о брате

Братослав - славный братьями

Братша - уменьшительное от имён с основой «Брат»

Брезан - посвещённый берёзе, либо родившийся в березне

Бремислав - значение неясно. Возможно, основа «Бреми» озна­чает беремя - тяжесть. Тогда получается «обременённый славой».

Бренко - земляной, глиняный. Боярин Дмитрия Донского. .

Бреслав - бренная слава

Бретислав - обретший славу. Чешский князь XI в., изгнавший колдунов из своего княжества.

Брко - усач; коротышка из сербской сказки, имевший такие ог­ромные усы, что птицы свили в них 365 гнёзд.

Бровка - кромка

Бронивит - защитник жизни,

Бронислав - защищающий славу, либо «славный оружием, бронёй»

Бронута - защитник

Брусило - говорящий неразборчиво

Брячислав - бряцающий (звенящий) славой. Князь Ростовский Брячислав совместно с Рюриком подавлял восстание Вадима в Нов­городе в 864 году.

Будай - будящий, либо лентяй

Будан - лентяй

Буданко - лентяй, уменьшительное от Будан

Будивит - значение неясно

Бу дивой - поднимающий воинов. Либо имя-пожелание: «Будь воином!»

Будиволна - поднимающий волны

Будигост - здесь, возможно, основа «буди» имеет значение будь. Тогда имя можно осмыслить как пожелание новорождённому: «Будь гостем в этом мире!»

Будилко - будильник; уменьшительное от Будило

Будило - будящий

Будимил - здесь, как и в случае с именем Будигост, мы имеем дело с именем-пожеланием: «Будь милым (любимым)!»

Будимир - будящий мир, то есть, петух. Петух - свещенная пти­ца Семаргла и Дажьбога.

Будислав - будящий славу

Будовец - строитель

Будорад - значение не совсем ясно. Возможно, «радеющий (за­ботящийся) о строительстве».

Будута - сокращение от имён с основой «Буд». Княгине Ольге принадлежало село Будутино (Будутина весь).

Будый - пробуждённый. Кормилец и воевода князя Ярослава Хромого. Будый в 1012 г. издевался перед боем над польским коро­лем Болеславом.

Буй - буйный (бешеный). Имя князя из Белой Руси.

Буйгнев - буйный в гневе

Буйко - уменьшительное от имён с основой «Буй»

Буймир - значение неясно. Во всяком случае, не «сумасшедший мир», так как славяне не считали мир «греховным», «сумасшед­шим» и «порочным». Мир прекрасен, и прекрасна жизнь. А ухуд­шают жизнь те, кто стремиться улучшить её только для себя.

Буйное - удалец

Буйсил - обладающий буйной (безумной) силой

Буй-Тур - буйный тур. Прозвище князя Всеволода из «Слова о полку Игореве».

Буен-Бык - буйный бык; напористый и смелый человек.

Буеслав - буйная слава

Бульба - пузырь, толстый человек

Булыга - дубина

Бун - гордец, спесивный человек, мятежник. Уменьшительное Буня.

Бунислав - славящий мятеж

Бунко - то же. Слуга Василия II, великого князя московского, предупредивший своего господина о заговоре.

Буривой - «вой бури», возможно «воин бури». Новгородский князь начала IX века, потомок Владимира Древнего в девятом ко­лене, Буривой был потомком князя Славена и приходился отцом Гостомыслу.

Бурой - бурый

Буря - буря. Буря-богатырь - коровий сын (из сказки).

Бус - туман. На санскрите (древнеарийском языке), «буса» озна­чает также туман. Так называли детей, рождённых в непогоду (в туман), в ненастье. Бус (в другом произношении Бос) был князем антов, союза славянских и иных племён в северном Причерномо­рье. Анты (так их называл готский историк Иордан, как назывался союз на самом деле, мы не знаем) отражали нападение Германаре-ха, короля остготов-христиан (правил с 351 г. по 375 г. н.э.) и одно­временно сражались с Гуларехом, королем готского племени эру-лов (герулов). Неожиданное нападение гуннов (союз тюркских, индоевропейских и угро-финских племён) сметает и славян, и го­тов. Часть славян-антов уходит в новгородские земли. Внук Герма-нареха Амал Винитар в союзе с гуннами, чтобы показать свою силу и сохранить готское государство, совершает несколько походов на славян и убивает Буса. «Амал Винитарий... был побеждён в первой стычке, затем повел себя более храбро и короля их по имени Боз с сыновьями его и 70 знатными людьми распял, чтобы трупы пове­шенных удваивали страх покоренных» (Иордан, История гетов). Согласно Адыгейскому преданию, сестра Баксана (Буса) воздвигла брату памятник на его могиле-кургане, сделанный греческими умельцами. По свидетельству Ш.Б. Ногмова, исследователя Ады­геи, в XIX веке на памятнике можно было разобрать имя Баксана, написанное по-гречески, а в конце год, который показывает, что па­мятник воздвигнут в IV столетии.

Буслай - рождённый аистом. Либо гуляка, удалой молодец.

Бусл - аист

Бусоволк - серый волк

Бутко - спесивый: от «бута» - спесь

Бушуй - бушующий

Бушуй-Тур - бушующий тур. Тур - истреблённый в середине XVII века дикий степной бык.

Буяк - породистый бык. Имя из новгородской бересты.

Буян - буйный

Бык - бык

Быкодёр - убийца быков

Былята - бывалый, опытный

Быслав - сокращение от Збыслав; очень славный.

Быхан - коврижка

ЖЕНСКИЕ ИМЕНА

Не приведены многие женские имена, производные от мужских имён.

Бабура - мотылёк

Бажсна - желанная; от «бажати» - желать.

Беда - беда; имя-оберег.

Бела - белка

Белава - беленькая

Белослава - белая (свешенная) слава.

Белоснежа - белоснежная. Известна надпись на пряслице: «Во-неси Еелоснези», т.е. «Отнеси Белоснеже».

Беляна - беленькая

Беляница - беленькая

Берёза - берёза. Священное дерево у славянок, дающее им силу.

Беспута - беспутная. Имя-оберег, данное родителями для защи­ты от злых духов.

Благолюба - любящая благо (добро)

Благомила - та, кому мило благо (добро)

Благуша - уменьшительное от имён с основой «Благ»

Блажена - блаженная

Богдана - данная богами

Боголепа - угодная богам

Богумила - милая богу

Богуслава - славящая бога

Божедана - данная богами

Божедарка - дар божий. Уменьшительное от Божедара.

Божемила - милая богам

Божена - божья. Известная чешская сказочница Божена Немцова.

Божеслава - божья слава

Боленега - более нежная

Болеслава - более славная. Дочь Святослава I Всеволодовича (1196-1252 гг.), Великого князя Владимирского (1246-1248 гг.).

Борислава - борющаяся за славу

Бояна - боевая

Братислава - берущая славу

Братомила - милая братьям

Бреслава - обретшая славу

Бронислава - защищающая славу

Брячислава - звенящая славой

Буга - хорватское имя. От реки Буг либо от «Буга» - выпь.

Будана - лентяйка

Буеслава - буйная слава

Наше сообщество

Подписка на новости

Славянские имена и их значения

Как называли детей в древней Руси, как выбирали что означали эти имена

Старославянские имена мальчиков характеризовали будущих мужчин. А славянские имена для девочек являлись неким оберегом для красоты и здоровья будущих женщин и матерей, хранительниц семейного очага.

Как относились к именам и как их выбирали древние славяне

Славянска культура, безусловно, очень богатая и интересная. Своеобразными являются и имена, которыми называли новорожденных. Причем имена носили глубокий смысл. Ребенка называли с умом. Кроме того, славянин или славянка имели по два имени. Первое было ложным, для окружающих людей. Второе предназначалось только для родных людей. Для чего это делалось? Ну, конечно, для защиты от сглаза и нечистой силы. Старались для первого имени брать значения самых неказистых явлений (Крив, Злоба). Таким образом достигалось еще более тщательное оберегание себя от дурного глаза. Имя номер два, или сокровенное, известное не всем, давали только подросткам. Считалось, что характер и натура в это время уже формируется окончательно. И уже, учитывая эти черты, выбирали имя.

Существует даже определенная классификация имен.

  • Состоящие из двух частей (Святослав, Богдан, Любомила)
  • Образованные от причастий (Хотен, Ждан)
  • Заимствованные из названий растений и зверей (Орех, Заяц, Щука)
  • Определяющие очередность появления младенца на свет (Первуша, Третьяк)
  • Определяющие особенности характера (Храбр, Стоян)
  • Взятые у языческих божеств (Ярило, Лада)

Влияние христианизации на старорусские имена

Важно, что существовала целая совокупность имен, предназначенных для использования в роду, находящемся престола. Так как славянских племен было много, то и набор имен отличался. Если вспомнить династию Рюриковичей, то там мы находим Вячеслава, Святополк, Мстислав и другие.

После христианизации славян, то есть с конца десятого века нашей эры, чисто славянские имена использовались в быту. А в храме употреблялись другие. Их происхождение было различным. С 14 века христианские имена становятся основными. Но прозвища у славян все равно оставались, чаще характеризующие те или иные черты нрава и внешности (Ёрш, Орел, Палка). А примерами христианских имен являются Иванов, Петров. Интеграция прозвищ и христианских имен, кстати, дала нам современные русские фамилии (Ершов, Орлов, Палкин). И еще факт: после христианизации полностью искоренили имена, взятые у языческих божеств. Причины этого понятны.

Часть славянских имен образовалась заимствованием у греков Вера, Любовь, Лев.

Статистика гласит, что сегодня порядка пяти процентов рожденных детей называют славянскими именами.

Славянские мужские имена и их значения

Рассмотрим, какими же были старорусские мужские имена. Имена, у которых не указаны значения, говорят сами за себя.

Славянские женские имена и их значения

Имена для девочек, редкие и красивые, славянские:

Имена без расшифровки либо понятны, либо значат то же, что соответствующее мужское.

Назвали новорожденную девочку Баженой, Белославой, Бериславой, Благославой, Богданой, Боженой (или благославленная Богом), Болеславой, Бояной, Братиславой, Велимирой, Велиславой, Венцеславой, Верой, Владиславой, Всеславой, Голубой (скромная), Гориславой, Граниславой, Дариной, Добромилой, Добромирой, Доброславой, Жданой, Забавой, Зимой, Златоцветой, Искрой (искренняя), Лада, Лана (плодородная), Любавой, Любомилой, Любомирой, Людмилой, Миланой, Милославой, Мирославой, Мстиславой, Нежаной, Некрасой, Нежданой, Радимирой, Радосветой, Румяной, Святославой, Смиляной, Снежаной (беловласая), Станиславой, Тихомирой, Цветавой, Чаславой, Ярославой, Ясной.

Как видно из списков, лишь очень немногие имена встречаются сегодня. Однако многие из них являются достаточно красивыми. Возможно, имена правда могут влиять на судьбу человека. Поэтому древние славяне и называли своих детей именно так. Но, с другой стороны, имена несли еще и оберегающую функцию, и функцию описания характера.

Однако в последнее время имеется интересная тенденция по возрождению старославянской культуры, в том числе речь идет и об именах.