Взаимосвязь язычества и христианства в мировоззрении Киевской Руси
Конец десятого века стал переломным в религиозном мировоззрении Киевской Руси. Ведь именно тогда было принято христианство взамен еще действующего язычества. Люди долго противились этому, категорически не хотели креститься. Но выбора у них не было: князь Владимир, серьезно и долго подумав, все же принял окончательное решение.
Переход от язычества к христианству в Древнерусском государстве часто называют двоеверием. И это понятие имеет право на жизнь. Официально Русь стала христианским государством, но в умах и душах людей, в их образе жизни, привычках, традициях продолжало доминировать язычество.
Очень важным фактом во всей этой ситуации является то, что в один прекрасный момент православное христианство стало незаметно и постепенно поглощать языческую культуру. Да, мы знаем, что церковь боролась с язычниками всеми способами: и агрессивно (сожжение языческих храмов и идолов, запрет на жертвоприношения), и демократично (выпуск книг и чтение проповедей). Однако ей не под силу было просто взять и сделать так, чтобы языческая культура ушла в забвение. Причем и приверженцы язычества не давали себя в обиду. Известны случаи, что они нападали на священников и грабили, убивали их. Разумеется, что для людей новая религия просто переворачивала весь мир с ног на голову. И подобное противостояние между прошлым и новым (в лице язычества и христианства соответственно) закончилось неким их воссоединением, тандемом.
Князем Владимиром было выбрано христианство с востока, из Византии (хотя у него был вариант и западного христианства). Но на Руси далеко не все нюансы и аспекты новой религии были такими, какими должны были быть в «оригинальном», византийском варианте. И причиной тому стало жесткое противостояние со стороны язычников. Поэтому церкви приходилось приспосабливаться к уже давно существовавшим привычкам людей.
То есть мы можем с уверенностью говорить о том, что существовала тесная взаимосвязь язычества и христианства в мировоззрение Киевской Руси. А в чем же выражалась эта связь? Приведем несколько доказательств, явно подтверждающих ее:
- Вполне приемлемым для языческих князей всегда было грабить захваченные храмы противника, громить их. Однако для христианства – это грех. Но и после крещения Руси со святынями врага продолжали обращаться также.
- В язычестве всегда было много пиров, даже при погребальном обряде. А для христианства это было неприемлемо. Однако монахи не стыдились пировать даже внутри храма или монастыря.
- Если у язычников были идолы в качестве олицетворения того или иного божества, то в христианстве появились иконы. Согласитесь, что разница между этими вещами не так уж велика.
- В христианские храмы люди приносили еду, цветы, особенно на праздники. А это очень напоминало языческие жертвоприношения.
- Христианские святые переняли черты языческих богов, заменили их. Это выражается и в их образах, и в посвященных им праздниках. То же касается праздников, они практически остались на своих местах в календаре.
- Осталась и традиция поминать предков (родительская суббота, например). У язычников, как мы знаем, тоже были специальные поминальные дни.
Да что уж говорить, ведь многие языческие обычаи продолжают существовать и на сегодняшний день. Все-таки они прочно укоренились в сознании народа, что трудно будет их оттуда «извлечь».
Язычество как форма мировоззрения восточных славян
Язычество для восточных славян никогда не было религией или религиозным верованием, учением. Оно было гораздо глобальнее, масштабнее. Язычество отражалось и в культуре восточных славян, и в их быту, и в работе, и в повседневной жизни, и в досуге, и в духовной жизни. А понятие религия охватывает не все из перечисленных сторон жизни.
Поэтому и правильнее будет назвать язычество не как иначе, как целостной системой мировоззрения. В чем же она заключалась, каковы ее основные положения?
- Природа – это нечто божественное, живое, могущественное. Она дает человеку жизнь, пропитание. У восточных славян существовал целый культ природы. Они действительно обожествляли ее. Не зря многие боги из языческого пантеона были покровителями какой-либо стихии или природного явления (Перун – бог грома, Ярило – бог солнца, Стрибог – бог ветра и так далее).
- Культ предков. К ним относились также очень трепетно, уважительно, с большим почтением. Славяне верили, что души усопших родственников всегда наблюдают за ними. При этом они могут помочь, а могут и, наоборот, навредить. Поэтому и нужно было вспоминать их, приносить им жертвы или подарки.
- Вера в магию, колдовство. Наши предки постоянно использовали всевозможные обряды, заговоры. Целей у них было множество: защита от злых сил, помощь в разных делах, привлечение богатства, любви и других желаний. Вера в магию выражалась и в оберегах, амулетах, которые носили славяне, вышивали на одежде, вырезали на деревянных поверхностях.
- Натурализм, естественность. Для наших предков удовлетворение естественных желаний, например, не было зазорным или стыдливым. Ведь человек – это часть природы. И он не должен этого стесняться, его никто не может осудить за это. У древних славян вообще не было ничего, кроме природы. Она была для них и матерью-кормилицей, и домом.
Таким образом, язычество в жизни восточных славян проникало абсолютно повсюду. Оно стало основополагающим в сознании людей на несколько сотен лет. И неудивительно, что христианство, которое боролось с ним многие годы, так и не смогло полностью заглушить пережитки язычества до конца. Они продолжают жить...