Змей-Горыныч – сказка или быль?

Змей-Горыныч – сказка или быль?

Слова очевидцев и информация из летописей

Сегодня множество печатных изданий просто переполнено всевозможными необычными явлениями и чудесами, что чаще всего основываются на домыслах самих авторов. Для того чтобы сенсацию они идут на обман читателя, который очень доверчив, сознательно и подтасовывают реальные факты.

Если Вы окунетесь в давно известные книги, то получите множество невероятных фактов. Для этого следует просто внимательно изучить древние писания.

Всем известное ПСРЛ (Полное собрание русских летописей) состоит из многочисленных томов, что переполнены трудночитаемыми текстами. Они понятны только профессионалам, которые имеют соответствующее образование. Но можно встретить также источники, которые уже переиздавались и были адаптированы под современного читателя.

Сегодня можно найти много споров, которые касаются знаменитого персонажа большинства русских сказок, т.е. Змея Горыныча. Историки и публицисты по-разному объясняют его сущность. Одни говорят о порождении сил грозной стихии, а другие – о гигантском монголо-китайском огнемете. Также можно встретить мысли о том, что Змей Горыныч представляет собой реальный прообраз, который является неким реликтовым динозавром, но этот взгляд не имеет фактического подтверждения, поэтому принимается только в качестве гипотезы.

Хотя, если очень внимательно ознакомиться с изначальным текстом многих известных всем былин, то можно найти подтверждение реальному существованию данного персонажа.

Если даже не обращать внимания на многочисленность сказочного и былинного образа Змея, то в древнерусской мифологии можно встретить конкретный образ такого себе Ящера, т.е. праотца, что будто бы создал все существующее на Земле. Считалось, что из яйца, которое высидел этот первоящер, появился наш мир. Данный миф уходит своими истоками еще в древнеарийскую культуру. Почему же ранее так поклонялись этому выдуманному персонажу, если все другие тотемы у славян представляли собой реальных и конкретных представителей с мира животных.

Особенно огромное внимание уделяли культу звероящера на северо-западе Руси, т.е. Новгородских и Псковских землях. Может культ появился, так как там действительно когда-то находились эти звероящеры? Вот очень известен миф, в котором идет речь о ящере с двумя головами, что одной головой мог заглотить заходящее солнце, а другой выпустить в небо утреннее солнце. Геродот в свое время писал о народе невров, который жил на земле, что была обращенной в сторону северного ветра, и был вынужден убегать оттуда в страну племен юхновской культуры (будины) из-за наполнения из земли страшными змиями. Историки говорят, что эти события происходили еще в шестом веке до нашей эры. Естественно, народ не будет переселяться со своих земель из-за вымышленных страшилищ, но бежать от реальных чудовища запросто может, если те были кровожадными.

Академик Рыбаков Б.А., который является всемирно известным специалистом по событиям в Древней Руси, исследовал вопросы, что были связаны с ящерами. Очень интересна в этом аспекте былина о новгородском купце Садко, что известна многим. Она имеет очень зашифрованный смысл, потому что понять его удалось только великому ученому.

Стоит отметить, что Рыбаков Б.А., как и Костомаров Н.И., который был известным историком XIX века, принимал былину о Садко в качестве одной из самых давних на территории новгородских земель, которая уходит своими корнями еще в дохристианские времена. В первичном варианте, кстати, Садко не был путешественником, а просто приходил на берег и играл песни для царя. Царь представлял собой антропоморфный образ, который никак не описывался. Но все же известны случаи, когда он вспоминался как «дядя Ильмень» или как «царица Белорыбица». По сюжету царю понравилась музыка Садко, и он вышел из воды, обещая тому хороший улов и даже золотую рыбку за то, что Садко доставил ему удовольствие своим исполнением. После этого Садко стремительно становится богатым и уважаемым в городе Новгород. Академик Рыбаков Б.А. в своей работе «Язычество древней Руси» касательно этого писал, что особенно нас должны заинтересовать гусли первой половины двенадцатого века, которые являются подлинными и были раскопаны в Новгороде. Они выглядят, как корытце плоской формы, что имеет пазы для шести колов.

Левая часть гусель имеет скульптурное оформление, что напоминает голову и часть туловища ящера. На тыльной стороне есть изображение льва и птицы. Это означает, что орнамент гусель включает три зоны жизни: небо – птица, земля – лев, вода – ящер. Ящер из-за трехмерной скульптурной форме будто бы соединяет воедино обе плоскости на инструменте. Такое изображений гусель есть на браслете XII—XIII вв. у гусляра. Можно также увидеть и гусли, на которых изображено две конские головы или волны. Орнамент на гуслях XI—XIV веков демонстрирует связь подводного царства. Это легко можно соотнести с архаичной былиной, в которой гусляр делает все, чтобы угодить божеству подводного мира, а оно взамен преображает уровень жизни бедного гусляра.

Змей-Горыныч – сказка или быль?

Возникает вопрос о том, почему гусли имеют изображение всего одного мифического животного – ящера – среди других реальных? Возможно, оно и не мифическое, а существовало реально, при этом имело преобладание над другими и его почитали?

Во время раскопок на территории Новгородской и Псковской областей встречались многочисленные рисунки в виде ящера. Они были изображены на домах и ручках ковшей и представляли собой существо, которое имело круглую, вытянутую морду и огромную пасть с четкими зубами больших размеров. Данные рисунки могут быть изображениями мозозавов или кронозавров, которые смущают ученых слухами о современном существовании. Также и характер жертв, которых приносили подводному царю, объясняет многие нюансы.

Это не просто фетиш, а животное, которое имело большие размеры и могло насытить божество, что жило в озере и отличалось прожорливостью. Такую жертву приносили зимой, что считается голодным временем. Афанасьев А.Н., который является знаменитым историком и фольклористом, писал о том, что крестьяне покупали лошадь, кормили ее хлебом на протяжении трех дней, потом одевали два жернова и обмазывали медом голову, а в гриву вплетали ленты красного цвета. Ровно в полночь этого коня опускали в прорубь.

Подводного царя не всегда можно было удовлетворить кониной, так как есть писания, что дошли до нашего времени, в которых он преобразовывался в лютого крокодила и совершал нападение на рыбаков и купцов, что проплывали в лодках рядом. Он топил их однодревные челны. Поэтому царя боялись и приносили ему объемные жертвы.

Рыбаков, который проанализировал первичные варианты былины о Садко, определил место, в котором гусляр реально общался с царем подводного мира. Это действие происходило на озере под названием Ильмень, что находится возле истока Волхова возле берега реки на западе. Это место носит название Перынь. В 1952 году археологи обнаружили здесь капище, которое Рыбаков считает святилищем «крокодила». Можно встретить мнение о том, что именно здесь и появился бог Перун.

Академик Рыбаков также заметил и четко обрисованный ареал, в котором обитает подводный царь. Он писал, что его культ не связан с земледельческим мировосприятием племен славян на юге в лесостепи. Ящер представляет собой устойчивый образ севера. В древностях славян его тоже можно встретить, в особенности на севере.

О чем же говорится в летописях? Самым давним является упоминание касательно подводного змея, которое принадлежит еще к XI веку. Речь идет о «Беседах Григория Богослова об испытании града», которые не признают язычество и принадлежат к летописи 1068 года. Неизвестный летописец в XVI веке писал о том, что в лете 7090, т.е. в 1582 году, лютые крокодилы выходили из реки и за ними затворялся путь, они поели много людей. Люди в ужасе по всей земли молились богу. Они прятались и сбегали.

Хотя не всегда таким ужасающим было появление крокодилов. Сигизмунд Герберштейн, который являлся немецким ученым-путешественником, в своих «Записках о Московии» первой половины XVI века рассказал о звероящерах, которые были одомашнены русскими людьми.

Он говорил о том, что в северо-западной Руси есть большое количество тем, кто поклоняется идолам. Они кормят дома змей, что имеют четыре короткие лапы и черное жирное тело длиной 60-70 см и называют их гивоитами. В определенные дни люди занимаются очисткой своего дома и поклонением этим существам, которые выползают к пище, что им ставят. Тому, кто плохо накормил этого божественного змея, приписывали несчастья.

Уверенно можно заявить, что несколько видов звероящеров существовали еще пару столетий назад и дожили практически до нашего исторического времени, так как от этих описанных событий нас отделяет приблизительно восемь поколений.

Что же потом произошло? Почему эти животные не дожили до нашего времени? Возможно, из-за того, что их слишком уж почитали. Давайте снова обратим внимание на летописи. В XI—XVI веках на северо-западе русских земель насаждалось христианство, и бог-ящер представлял собой для людей самого опасного противника, потому что заставить людей отречься от этого животного, которое являлось таким могучим и так обожествлялось, было нереально.

Из ситуации, которая возникала, был всего один выход, что заключался в беспощадном физическом истреблении священных животных и в одновременном искоренении памяти о них. По этой причине в летописях ящеры именуются по-другому. С подводными царями расправлялись беспощадно. Сначала взялись за одомашненных мелких тварей. А потом за речных хищников. В летописи об этом говориться очень живописно.

В рукописи «Цветник» XVII века говорится о том, что крокодил двигался по течению реки вверх, т.е. он, может быть, умер естественно или был убит. После того, как его тело прибило к берегу, его торжественно захоронили местные язычники. Истребляли речных ящеров в то время, когда жителей активно переубеждали в том, что крокодил не является богом, а есть зверем.

После процесса введения христианства на территории северо-запада России, особенно в реках и озерах, уничтожили последних представителей речных ящеров.

Жил да был Змей Горыныч

Иван Кириллов, который является известным этнографом и историком, предполагал, что реально данное существо было и обитало оно на территории русских земель. Он весело величает себя «драконоведом» и долгое время изучает мифы и легенды, что касаются этого персонажа. Кириллов сделал вывод однажды, что Змей Горыныч мог иметь живого прототипа.

Иван Игоревич говорит, что у него были намерения уточнить, как появился тот крылатый змей, который расположился на гербе города Москвы. Он впервые там появился еще во время княжества Ивана III. До сих пор сохранилась печать 1479 года, которая принадлежала великому князю Ивану и на которой находится изображение воина, поражающего копьем дракона с крыльями. Совсем скоро это изображение уже знал каждый житель России. Этого копьеносца уже можно было увидеть на монете, которая и имеет название «копейка».

Большинство исследователей Георгия Победоносца, который изображен пронзающим Змея, считают художественным образом, что символизирует противостояние Добра Злу. Кириллов думал аналогично, но после того, как он увидел фрески XII века, что находились в Староладогской церкви Святого Георгия, он изменил свое мнение. На этой фреске всадник с копьем в руках не совершает убийство змея, а тащит его как пленника.

Данное изображение появилось раньше, чем герб, поэтому Кириллов считает, что оно привносит новый смысловой оттенок в картину, к которой так все привыкли. Женщина, ведущая непонятное существо, похожее на крокодила, и терем с окнами имеют очень жизненный вид. Они больше напоминают зарисовку, сделанную с натуры, нежели образ-символ с художественной литературы.

Иван Игоревич говорит, что после этого он задумался о происхождении такого события в реальности. Потом у него в руках очутился еще один документ, что подтверждал эту версию.

Посол Австрии Сигизмунд Герберштейн работал в России и в 1517, и в 1526 годах. Он в своих воспоминаниях писал о интересных ящерах, что не типичны для русской фауны.

Возможно, наши предки действительно видели Змея Горыныча и даже смогли его приручить? Иван Кириллов собрал документы, в которых можно увидеть косвенное свидетельство действительного существования драконов в России.

В национальной библиотеке России есть древний дневник неизвестного священника, который хранится вместе с рукописями. К сожалению, титул отсутствует. Но очень интересной является запись от 1816 года, в которой сказано, что во время плаванья на лодке по Волге этот священник видел змея, который летел и держал во рту человека в одежде. Он перелетел реку и сел в болотах с этим человеком. Священник пишет, что того же дня он видел Змея повторно. Это произошло возле Коломийского уезда в селе Уварове на пустоши под названием Каширязива. Он приехал туда еще с двадцатью людьми на ночевку. Спустя два часа внезапно посветлело, и лошади разбежались в разные стороны. Он посмотрел вверх и увидел змея, что извивался на высоте в две или три колокольни. Огненный змей имел длину в три аршина и находился над ними пятнадцать минут, на протяжении которых все читали молитвы.

В архиве города Арзамас есть еще одно свидетельство в документе 1719 года. В нем идет речь о том, что в уезде на протяжении 4 дней была буря со смерчем и градом, во время которой погибло много скота. С неба упал змей, который был опален и вонял. Его заковали в бочку, что имела крепкое двойное дно. Документ подписал Василий Штыков – земский комиссар. Жаль, но эта бочка так и не попала в Петербургский музей. Возможно, затерялась во время дороги.

В 1858 году уральские казаки тоже стали свидетелями интересного события. Недалеко от ханской ставки днем на землю упал огромный змей, который имел внушительные размеры. Сначала он не двигался, а потом поднял голову и зашипел. Звук был похож на бурю. Скот и люди очень испугались и попадали. Но появилось облако, которое опустилось с неба, Змий сел на него и оно двинулось под небеса.

Кириллов относится к таким рассказам не очень серьезно, но в душе считает, что и такое может произойти. Самая распространенная версия о происхождении мифологического Змея-Дракона гласит, что его появление связано с останками динозавров, что иногда находились нашими предками. Это кажется достаточно простой версией, но она имеет целый ряд недостатков.

Во-первых, мифы, что касаются Дракона, распространены по всей территории, останки динозавров были найдены только в некоторых районах Центральной Азии.

Во-вторых, кости, принадлежащие динозаврам, между собой очень отличаются, хотя разные народы представляли драконов одинаковых. Возможно, сказки появились не после того, как были увидены древние кости, а после встречи с настоящими динозаврами, что дожили до нашего времени? Предположение неразумное, но после прочтения показаний свидетелей, не таких уж и давних, оно напрашивается само по себе.

Биологи дали подтверждение тому, что Горыныч из сказок, который дышит огнем, совсем не противоречит современной науке. Теория гласит, что вполне реально в теле животного могли находиться полости, в которых благодаря разложению происходило образование болотного газа, т.е. метана. Во время выдоха он мог загораться, так как и огоньки на болоте. Подобное предположение делает подтверждение тому, что сказали очевидцы о зловонном дыхании Змея.

Наше сообщество

Подписка на новости