Духовное богатство славянского народа отраженное в вышивке
Вышивку для украшения вещей домашнего обихода (скатерти, рушники), одежды славянские мастерицы использовали всегда. Археологами найдены образцы вышивки, датируемые девятым – десятым веком. Это были фрагменты одежды богатых людей вышитые золотыми нитями.
Подлинно известно, что начиная с четырнадцатого, вышивкой украшались одежды царей, бояр, а также церковные облачения. Вышивали по шелку и бархату золотыми нитями, жемчугом. В основном вышивкой занимались женщины из обеспеченных семей и монахини в монастырях.
Начиная с восемнадцатого века, вышивка прочно входит в простые крестьянские дома. Крестьянские девочки с тринадцатилетнего возраста готовили себе «приданное» на свадьбу. Это были вышитые рубахи на все случаи жизни. Свадьбу, праздники, похороны. Вышивалось огромное количество полотенец, скатертей, передников, столешников, подзоров. Девушки сами ткали холст и из него шили и вышивали для себя сарафаны, рубахи и скатерти и т.д. Перед свадьбой девушка показывала, что было пошито и вышито её руками за все годы. И по её работам определяли, какая из неё будет хозяйка. Вышивка была яркая и красивая. Можно сказать, что это были произведения искусства.
Магия вышивки
Мастерицы вышивая, пропускают через себя магическую энергию, способную излечить человека. Полотно, на котором вышивают, отображает информацию из мира Прави. Нить для вышивания – это нить судьбы. Игла, как волшебная палочка, осуществляющая желания. Вышивали славянские мастерицы без пялец, на руках. Через пальцы рук в вышиваемое изделие проходила энергия жизни вышивальщицы. Втыкали иглу сверху полотна, а не снизу. Для того чтобы проводить в мир Яви энергию мира Прави. А если втыкать иглу снизу полотна, проводится энергия мира Нави в мир Яви.
Для каждого случая использовался определенный вид вышивки
По славянским верованиям вышивка всегда носила характер оберега. Её главная цель защитить человека и его дом от всего плохого. Дурного взгляда, зависти. Сохранить здоровье носившего одежду с вышивкой. И располагали вышивку в местах, где открывалось тело человека для чужого взора. Это был край рубахи по подолу и по рукаву. Вышивку располагали по вороту, по оплечьям, разрезу на груди. Девушка, женщина, вышивая одежду или предметы домашнего обихода, вкладывала в работу всю свою любовь, позитивную энергетику. Создавала в семью гармонию.
Символизм цвета нити при вышивке
В основном в вышивке мастерицы использовали красный цвет нитей. Красный цвет для славян всегда символизировал огонь, кровь, любовь, радость, жизнь. Но также использовались и нити другого цвета, и каждый цвет вносил в вышивку свой сакральный характер. Нити черного цвета были символом земли кормилицы. Белый цвет означал непорочность, святость, чистоту. Цветом душевного очищения, спокойствия, здоровья был синий цвет. Символом молодости, весны был зеленый цвет. Желтый цвет олицетворял солнце, звезды, месяц.
Детскую одежду вышивали красными нитями. Мужчинам славянские мастерицы делали вышивки на одежде нитями зеленого цвета, защищая их от ран, чтобы защитить их от гибели и природных стихий выбирали нити синего цвета.
Значение орнамента в вышивке
Одним из сюжетов вышивки было дерево. Дерево всегда было образом мира и мышления. Дерево всегда символизировало пристанище человека, из дерева строили храм, дом. Ствол дерева в вышивке означал земной мир, корни представляли собой подземный мир. А его крона означала небесный мир. Человек всегда жил в дружбе с природой.
Животные и птицы тоже нашли свое отображение в славянской вышивке. Из животных чаще всего изображался олень. Олень был символом неба. Знаком женщины рождающей жизнь. Оленя вышивали на скатертях, рушниках для удачного замужества, благополучной жизни. На кокошниках мастерицы часто вышивали сюжет: два оленя сведенных головами.
Символом женского плодородия, олицетворением великого таинства природы были рожаницы. Это женские божества, сопровождавшие бога Рода. Изображались они в виде двух оленей или в виде рожающей женщины. К женщине матери славяне всегда относились с большим почтением. В женщине взращивалась новая жизнь. И чуду рождения женщиной человека как к могущественной силе. Как земля рождает семена и продолжается жизнь природы, так женщина рождает человека и продолжается род людской. Все магические символы, связанные с женским началом, вышивались для сохранения и приумножения рода, благополучной жизни, хорошего урожая.
В славянской обрядовой вышивки используется образ боги Макоши (Мокоши) богини судьбы, удачи, благополучия. Её еще считали богиней всего живого на земле, богиней магии и волшебства. Женской заступницей. Изображали её с оленями, с птицами, держащей рог изобилия.
Изображение коня также присутствует в славянской вышивке. Конь был знаком солнца и тепла.
Знаком воскресения природы были птицы. Вышитые две головы птиц рядом символизировали в женской обрядовой одежде счастливый брак. А птицы вышитые на полотенце были символами душ ушедших в другой мир родственников.
Не редко рукодельницы изображали в вышивке разные фигуры.
Стихии в вышивке
В виде прямоугольника, ромба, квадрата наши предки изображали в вышивке стихию Земли. Ромб был также символом семьи, дома, ушедших предков.
Стихия Воздуха была изображена в вышивке виде галочек (птиц) улетающих в теплые края. Птицы улетают на зиму и весной возвращаются, в этом славяне видели цикличность жизненного процесса.
Ломаные горизонтальные и вертикальные линии, волнистые линии означали стихию Воды. Горизонтальная линия, вышитая на рукоделии разделяет мир Яви и Нави, отображает связь с предками. Вертикальные линии показывают божественную силу, исходящую на людей из мира Прави.
Стихию Огня отображал круг. Огонь всегда был символом тепла, света, жизни. Равносторонний крест вышивали мастерица как четыре положения солнца, зимой и летом солнцестояние, и равные дни весной и осенью.