Богатырский дух

Богатырский дух

Русская душа находила множество путей для того, чтобы реализовать народный фольклор. Там были и поговорки, и присказки, и сказки, и легенды, и басни, и многое другое. Но особое место в этом перечне всегда занимали народные былины. Они представляли собой песни, которые весьма эпично повествовал о событиях и подвигах, что произошли много лет назад. Потому былины всегда были наполнены характерными для того времени описаниями, словами и обычаями. Например, в их текстах мы много раз встречаем, как описание, так и символическое сравнение и применения, меча, щита, шлема, копья, кольчуги – всех тех предметов, что были непременными атрибутами русского богатыря и витязя, казака. Помимо них, предметов, мы нередко слышим, как былины повествует нам о городах. Некоторые из них, как Киев и Чернигов, существуют до сих пор, а некоторые время уже успела превратить в прах и пыль, и лишь история помнит их имена.

Слово «былина» является производным от слова «быль», что, собственного говоря, однозначно говорит о том, что в этих песнях поётся вовсе не о мифических или придуманных событиях, а о тех, что имели место быть в истории нашего народа. Одновременно слово «былина», словно, говорит нам о том, что всё это произошло давным-давно. На протяжении многих веков для людей в стенах Киево-Печерской лавры выставляли мощи Ильи-богатыря, известного в народе и фольклоре, как Муромец. Множественные курганы, находящиеся на землях Ростова и окрестностей, в народе являются ничем иным, как могилами врагов и неприятелей Алёши Поповича. Когда в былинах присутствовали эпизоды, которые уж вовсе не поддавались логичному объяснению, то люди говорили о том, что время идёт и люди меняются, потому богатыри прошлых столетий были совсем иными, не такими, какими сейчас являются обычные люди.

Главными героями былин являлись именно богатыри, который представляли собой символ всего самого лучшего, что есть на Руси, в русском народе. Потому былины зачастую являлись хвалебными песнями, которые рассказывали нам о подвигах героях, его заслугах и достоинствах. Преисполненные чувством долга и достоинства богатыри защищали наши русские земли, отстаивали их перед лицом неприятеля, защищая честь народа и нашей Родины. Нередко им приходилось собственными усилиями решать конфликты, имевшие общенародные значения. В былинах, как правило, перед богатырём вставали моральные и нравственные дилеммы, которые становились жизненноважным вопросом – они представали в форме определённого поступка или вопроса, от решения которого зависели судьбы народов и государств. Можно выделить некую гиперболизацию значимости фигуры богатыря, его подвигов и талантов, а также его оппонентов и неприятелей, которым выпала судьба силы вражеской богатырю. Богатырей наделяли колоссальной физической силой, которая помогала одолеть им любые угрозы. Безусловно, нередко в былинах присутствовали определённые преувеличения. Например, кони богатырей, умевшие за один прыжок одолеть до пятнадцати вёрст, палицы, которые русские воины бросали аж до небесного свода, бой, который они продолжали днями и ночами, без отдыха, воды и еды. Но всё это скорее говорит о значимости роли богатырей в русской истории, и непосредственно в глазах нашего народа, чем о том, что они были выдуманы.

Богатырский дух

Каждый богатырь в глазах русских людей представлял собой сонм хороших качеств определённого характера. То есть определённого воина наделяли определёнными достоинствами, как его умения и свойства, идеалы и интересы. Но, несмотря на то, что богатырь на Руси был не один, каждый имёл черты своей собственной индивидуальности, которые не пересекались с остальными героями, поскольку данный облик приписывали только ему одному. Например, Алёша Попович в глазах русского народа был наделён небывалой силой, смелостью и дерзостью, а вот Добрыня Никитич представлял собой вежливого воина, который имел в своём арсенале замечательные дипломатические способности, а также дар к музыкальным инструментам.

Но их всего перечня богатырей определённо стоит выделить одного, пусть не главного, но самого значимого для русского народа – Илью Муромца. Былины поют о нём, как деятеля времён правления князя Владимира, иначе говоря, Киевской Руси. Самыми главными интересами и приоритетами Ильи Муромца являлись сохранность наших земель и их процветание. То, что он несколько превосходит остальных воинов Руси, можно заметить в обращении, которое к нему приписывают. Если по отношению к Алёше Поповичу, и даже Добрыне Никитичу, можно сказать молодой либо юный, то в отношении Ильи Муромца никогда не употреблялись подобные эпитеты, поскольку он представал уже умудрённым воином, который пусть и не был стар, но уже многое повидал и о многом может рассказать и ещё большему научить. Потому и подвиги совершаемые Ильёй-богатырём более масштабны и велики, чем достижения других героев Руси. Например, он одним махом смог решить сразу несколько бед и проблем, которые грозили русской земле: очистил город Чернигов, возвёл мосты через реку Смородину, победил Соловья-разбойника.

Существовали на русской земле былины и о пахарях, как например, песни о Микуле Селяниновиче, которые славили труд крестьян, что говорило о любви, которые простые люди испытывали к своим делам и ремёслам. Микула был образом богатыря-крестьянина, пахаря и труженика. Среди его подвигов особо значимыми, и одновременно демонстрирующими его символизм, являются выдернутая из земли сошка, которую не смогли достать даже десяток дружинников, и вытряхнутые из оме-шиков земельки, и стремление к тяжелому, но честному, труду – орать, сеять, пахать.

Богатырский дух

Былины, несмотря на то, что являлись инструментами описание правды и минувших дел, всё же являлись частью народного искусства, а потому должны восприниматься с присущей ему «поэтической правдой», иначе говоря, небольшим вымыслом и преувеличением. Но всё же это, великая богатырская сила, вовсе не является целью и главным смыслом былин. Новгородские бытовые и общественные, в которых фигурировали Микула и Вольга, и Киевские воинские былины рассказывают о существовании в жизни русских людей высшей цели, для осуществления которой и живут герои-богатыри. Жанр былины, как часть устного народного фольклора и искусства, возник в ту пору, когда на Руси ещё не существовала печать книг. Потому их в устной форме передавали из поколения в поколение, от деда и отца к внуку и сыну. Некоторые из этих проявлений творчества нашего народа дожили до наших дней. Форма, в которой существуют былины, схожа с исторической песнью, в которых передовую, главную, роль занимали русские герои – богатыри, совершающие подвиги во славу великой Руси, а также защищая обиженных и слабых.

Русский народ всегда славил своих героев, никогда не забывал ни подвигов их, ни великой силы, которой они наделены. Много чего можно отыскать на землях Руси, начиная от полей золотых, рек полноводных и лесов дремучих, и заканчивая людьми русскими, которые и сильны, и честны, и трудолюбивы, и умны. Наш народ всегда отличался мирным нравом, что, естественно, вовсе не говорило об их слабости, а вовсе наоборот. Сильный и могучий, но никогда не стремившийся угнетать слабого и безвольного. В тот час, когда ступит беда на наши земли, возьмут оружие в руки русские мужчины. Все и каждый, начиная от крестьянина, пахаря и гончара, и заканчивая воинами Руси, витязями и богатырями. Нередко бывало такое потому, что всегда зарились на нашу благодатную и богатую землю кочевые племена и недобрые соседи. Всё это и легло в основу былин русских, которые воспели историю наших земель.

Потому знай, враг земли русской, если вознамеришься ты посягнуть на наши края и пределы, пройти по полям нашим, топча их, миновать леса наши, рубя их, разорять деревне наши, сжигая их, унижать народ русский, уничтожая его, то восстанет русский народ, найдутся богатыри среди них во множестве, которые смогут с лёгкостью и играючи одолеть неприятеля. Ибо те богатыри будут обычными русскими людьми, которые их символизируют. Илья Муромец – мудрость и умение воинское, Алёша Попович – смелость и дерзость, Добрыня Никитич – тонкую натуру, мудрость и мирный нрав, а Микула Селянинович – силу великую, к труду готовность и любовь. Такой он и есть русский народ – сильный, мудрый, смелый и трудолюбивый, живущий в мире с самим собой и всем, что его окружает.

Русская культура уникальный образец многогранного искусства, который издавна познал русский народ. Познал, возможно, не столько осознанно, сколько подсознательно, из природной тяги к прекрасному и мудрому. Былина – это великолепный образец творчества. В ней сошлись любовь к собственной земле и героя, а также любовь к памяти и почитанию их. Такие песни можно считать первыми попытками каким-либо образом сохранить историю минувших дней для потомков. Потому, как, несмотря на то, что знаем не мы слишком много странных верований, песен и сказок, можно смело предполагать, что подобные вещи были свойственны нашему народу задолго до того, как кто-то занёс перо, чтобы в письме изложить всё, что было в истории человечества. Кто-то, безусловно, станет оспаривать правдоподобность этих песен и баллад, которые воспевают великие деяния наших предков, но ведь главное не в этом. Никто и не спорит, что в своих повествованиях деды наши несколько преувеличили достижения и умения, но ведь историческая достоверность не была причиной их сложения. Они слагались потому, что люди хотели навсегда увековечить самое прекрасное в своей жизни – любовь к родному краю и народу. И именно это воспевается в каждой былине, в каждой её строчке, в каждом слове. Раскрывая эти маленькие тайны можно познать истинную душу русского народа, которая лишь для пришлого и чужого является загадкой. Для русского человека другой русский человек, как на ладони виден, ведь видит он в нём себя самого. Смелого, доброго, мудрого, трудолюбивого – такого, какими главные русские герои – богатыри. Они одновременно являлись и примером для нашего народа и им самими. Символом, в котором вся Русь сошлась и предстала такой, какая она есть.

История русских земель хранится вовсе не в учебниках или книжках, она в людях. В их словах, их рассказах, легендах и преданиях, в их песнях и былинах. Они в природе – в плодородной земле, могучих лесах, бескрайних полях и реках, чистых и звонких, как хрусталь. История Руси в самой Руси.

Наше сообщество

Подписка на новости