Сопоставление культуры Древней Руси и Древней Индии на примере формирования письменности

Сопоставление культуры Древней Руси и Древней Индии на примере формирования письменности

Письменность деванагари

Хотелось бы проанализировать достаточно мало исследованную другими авторитетами в данной области задачу и провести параллели между славянским и индийским письмом. Зачем это нужно? Существование своей собственной уникальной системы письма – основная характерная черта своебытности цивилизации, каковой и является для нас Древняя Индия и индийская графика. Известному классическому языку Индии санскриту (1-е тыс. до н.э.) отвечало письмо деванагари, которое не было изначальной письменностью Индии, ранее – кхарошти, брахми, иероглифическое письмо Мохенджо-Даро. Характернее всего для нашего случая именно письмо деванагари, сделаем попытку определить его отличительные черты.

Сравнить письмо славян и индийцев пробовали Г.С.Гриневич, М.Л.Серяков, не слишком успешно, по причинам, о которых позже пойдет речь.

На каком-то этапе происходит разделение письма на славянскую кириллицу и санскритское деванагари. Примечательно такое несходство рассматриваемых видов письма, хотя при исследовании явно, что исходные моменты их близки и эти две письменности имеют единый источник.

Отличия славянской письменности

Складывается первое впечатление, что этот вид индийского письма совершенно не соответствует славянскому. Деванагари возникает из письма слогового и большинство его знаков полагаются буквами, хотя они являются слоговыми знаками, т.е. сочетание согласного с А.

Для гласного звука применяется подстрочный знак вирама; есть еще отличительные черты: каждый знак имеет верхнюю горизонтальную черту – это линия строки, большая часть знаков имеет под ней вертикальную черту посередине – обозначение звука А. Графическая основа большей части знаков строится на основе буквы Т, слева к ней пририсована графическая составляющая с элементами закруглений. Часть звуков изображается значками над строкой или под строкой, они образуют так называемые лигатуры. Письмо деванагари ближе к слоговой письменности, с некоторыми особенностями буквенного письма.

Славяне пишут буквами без всяких элементов строк, не применяют лигатур, знаков вирама, буквы произносятся Б – бэ, Н – эн, присутствует звук Э. Кириллица сравнительно проста и ближе к латинице и даже к греческому письму, то есть характерно западный вариант письма, письмо деванагари – характерно восточное, поэтому что здесь можно сравнивать? Невозможно сравнить письма деванагари и кириллицу – ведь они не принадлежат одинаковым ступенькам развития общества. Для подобного сравнения следует рассматривать более древние славянские виды письменности.

Руница

Специалисты славистики в нач. XIX в. были знакомы с кириллицей и более древней глаголицей. Чешский славист Й.Шафарик различил хорватскую глаголицу (более угловатую) и болгарскую (более округлую). В ХХ в. исследовали новый тип кириллицы – велесовицу, и в конце века открыли самую древнюю письменность славян – руницу. Руница является слоговой – одному знаку отвечает 2 звука (согласный совместно с гласным). Существовало две ее разновидности: лигатурная - лигатурой изображается целое слово, которое строится из 2-4 знаков, разместившихся вокруг центральной надписи. Позднее появляется линейная руница – знаки ее должны обозначаться одной линией или пунктирной линией; как выясняется это предполагалось и не обнаружилось в графической форме письма. Также знаки писались и без лигатур и на очень большом расстоянии знак от знака. То есть, в итоге можно делать предположения как минимум о трех видах и шести разновидностях древнего славянского письма. Именно эти формы письма мы можем соотнести с письмом деванагари.

Тем не менее, славянская руница является древнейшим индоевропейского письма наиболее известным в Европе, общеизвестным в античное время, берущим свои корни из палеолита, поэтому занимает особенное положение. Конечно же, нельзя прямо сказать, что славянская письменность была основой письма деванагари, скорее происходило взаимное воздействие различных форм с наиболее значительными.

Внешнее сравнение

При рассмотрении письма, представленного на дощечке «Велесовой книги», возможно воссоздание остальных частей книги, при этом напрашиваются выводы о письменности деванагари, как более ранней. Если же сравнивать письмо деванагари с руницей славян, предполагается их первоначальный сакральный смысл (деванагари от «дева» - бог). Позднее эти виды письменности приобрели повседневный характер.

Вертикальный штрих

Присутствие вертикального штриха является общим признаком письменности деванагари с руницей славян. Для руницы он обозначает гласный звук и зачастую мог изображаться наклонно, горизонтально (более древний), а в западных вариантах алфавита становится знаком І (И). Для письменности деванагари этот штрих является звуком А. Этот момент особенно примечателен для различия графики изучаемых индоевропейских языков. «Сатем» - восточная ветка индоевропейских языков, к которой относится древнерусский и санскрит; здесь значимы звуки непереднего ряда А, О, Ъ (в слове “сатем” или “съто”), а также толкование вертикальной черты как звука А, что означает, что древний русский и санскрит относятся к одной языковой и графической группе. “Кентум” – западная ветвь с языками Древней Западной Европы, именно для них гласный звук понимается как звук переднего ряда, т.е. как Э (в слове “кентум”) или как I (И).

Долгое время в индоевропейских языках присутствовал закон открытого слога (любое слово начиналось согласной), не было необходимости распознавать редкие гласные звуки, чтобы обозначить их наличие использовали знак вирама – черточка, поставленная косо ниже линии строки, т.е. звук не добавлять, а как бы вычесть.

В славянской рунице такой знак также изредка использовался.

Обозначение гласного звука

В обозначении знака А, отличного от I, возникла потребность в письменности Древней Греции, и с помощью финикийского А, лежащего на боку, сформировался знак α.

В письменности деванагари одиночный звук А, который не входит в слоговые знаки , изображается комбинацией двух графем, общей Т, и специфической α. При этом, здесь дополнительно показаны три знака вирамы: 1 - отсутствие согласного, 2 - отсутствие другого гласного, 3 - отсутствие долготы, чтобы читался чистый звук А. Добавочные вирамы скорее всего появились позднее. Отметим, что в вазописи классического периода Древней Греции наличествует славянская тайнопись руницей и кириллицей. В III-II тыс. до н.э оформляются буквенные знаки, дополнявшие руницу. Ориентировочно это наиболее ранняя дата формирования письма деванагари, соответственно ранее знак α не существовал и не входил в руницу и впоследствие в деванагари. Этот период времени предположительно связывают с Балканами, с проживающим на них высококультурным протославянским народонаселением. Греки же появились позднее, усвоили развитую славянскую культуру, пользовались письменностью, как второй постоянной. Руничная часть письма писалась на древнерусском языке. Некоторые факты указывают на обоснованность данной гипотезы. При чтении критского письма при помощи руницы, на кносских печатях прочитывается название древнего славянского государства Щебетовская Русь (Русь морских переселенцев), позднее Критская Русь. Собственно, здесь и входят в руницу гласные звуки, которые обозначаются греческими буквами - А, О, Е, вертикальная палочка теперь понимается как И, знак V может читаться ВУ (по-старому) и как У (по-новому).

Рассматривая подобные моменты в письме деванагари, можно убедиться, что оно формируется не ранее возникновения греческих букв для обозначения гласных, которые затем переходят из кириллицы и руницы балканских славян в общеславянскую руницу, на основе каковой развивалось письменность деванагари (около сер. 1-го тыс. до н.э.).

Обозначение согласных звуков

Согласные звуки в письме деванагари очень сходны со знаками руницы, то есть угловатые знаки руницы скругляются рукописными орнаментальным полукружьями, петлями, прямые линии уменьшены.

К примеру: КА сходен с КА/КО; ЛА - аналогичен знаку ЛА/ЛО; МА - на знак МА/МО, с небольшими отличиями. Знак НА близко к знаку НА/НО, уложенному на бок, знак ДА сходен с ДА/ДО, уложенный влево на бок, знак ТА – со знаком ТА/ТО, уложенным вправо на бок.

Некоторые знаки возникают из символов, обозначающих мягкие согласные руницы. К примеру:

знак ГА - подобен не ГА/ГО, а знак для мягкого ГЬ, т.е. прежде в санскрите ГА читался как ГЯ; Знак ЖА похож не на ЖА в виде Х, а на ЖЯ в виде З. Можно заключить, что начальным являлся звук ЖА, из него формируется поздний звук ЗА.

В славянской системе знаков подобный процесс развивался в обратном направлении, к примеру: ДРУГ-ДРУЗИ-ДРУЖНЫЙ.

Гипотеза руницы как основы

Предыдущие рассуждения и ознакомительное рассмотрение знаков древней письменности, дают возможность утверждать, что славянская руница была основой письма деванагари.

На данный момент широкий круг специалистов не ознакомлен и не убежден со многими предположениями относительно этих видов письменности, тем не менее.

Обозначается интересное положение относительно связи европейского и азиатского письма. И.Фридрих сопоставляет письменности брахми и деванагари, сходства в них меньше, по сравнению деванагари с руницей. Я.Шницер говорит о спорности моментов истории индийского письма.

Деванагарское письмо долгое время классифицировали, как древнейшее (XV или XVI век до Р.Х.). Прежде ученые рассматривали его только как самостоятельное изобретение индийской культуры, по причине особенностей деванагарской письменности. Дошедшие до наших времен письмена принадлежат классическому санскриту (от нач. н.э. до XVI или XVII в.).

Немецкие ученые Ф.Шлеймахер и Г.Копп попытались найти общие корни санскритской письменности с древней семитической системой, что вызвало лишь недоверие.

Позже были открыты древнейшие надписи индийского царя Ашоки (Пиядаси), династия Маурья. Именно оно и показывает ошибочность предположения о самостоятельном возникновении деванагарского алфавита. Письмо магадхи имеет целый ряд признаков, наличие которых, указывает о близости с семитической азбукой. То есть неверны выводы про то, что в основе письменности деванагари - письмо семитов.

С появлением в ученых кругах письма велесовицы («Велесовая книга») становится понятным, что этот вид письма является ранним видом кириллицы, и содержит линию строки выше знаков – подобно письму деванагари. Еще установлено, что велесовица одновременно включает и буквы и слоговые знаки – аналогично и деванагари, является промежуточным между письмом слоговым и буквенным. И в глаголице обнаруживаются сходность с письмом деванагари, к примеру, написание знаков смягчения и озвончения.

Если центром основания алфавитных и переходных форм письменности считать культурный центр Винча (Балканы), то ориентировочно глаголица будет западнее, германские руны – к северо-западу, велесовица и кириллица – к северо-востоку, письмо деванагари – к юго-востоку. Письмо деванагари особенно близко с руницей и велесовицей, и на текущий момент занимает пустующее место между этими видами письменности. Вполне возможна верность предположения о заимствовании письма деванагари у славян на начальной ступени перехода от слогового письма к буквенному (1-е тыс. до н.э.). По многим признакам и культура и язык Индии к славянам ближе, чем к семитам. Ряд проявлений культуры одинаков в Древней Руси и Древней Индии, сходные пантеоны богов и их имена, поэтому вполне естественно сходство такого проявления культуры, как письменность, которая имеет общие протославянские корни.

Наше сообщество

Подписка на новости