Жертвоприношение в славянском язычестве
Язычество – это древнейшая религия, характерной чертой для которой были жертвоприношения. Жертвоприношение в язычестве – это то, что необходимо богам и природе. А потребности последних подобны тем, какие есть у людей. Вообще жертва по-другому называлась словом треба.
Язычество и жертвоприношение
Жертвоприношение в славянском язычестве – это доподлинно известный факт. Своим богам, а точнее их идолам, приносили мясо животных, зерно, цветы, какие-то материальные ценности. Делали это для того, чтобы задобрить бога, попросить его о чем-либо или отблагодарить. Также жертвоприношение было типичным обрядом для разного рода праздников. Жертвоприношения в язычестве осуществлялись не только для богов, но и для других существ и духов, например, для домового. Кроме того, задобрить таким образом могли и предков в так называемые поминальные дни.
Славяне были уверены, что, если не принести жертву тому или иному божеству или духу, то они могут разгневаться. А их гнев точно не приведет ни к чему хорошему. Славянское язычество предполагало дифференцированные жертвоприношения. То есть подход в этом деле был индивидуальным. Для каждого бога или духа была своя треба.
Жертвы чаще всего приносили на капища (так назывались в свое время языческие храмы), где были установлены идолы богов. Если же требу нужно было принести домовому, лешему и другим духам, то соответственно – в место их обитания.
Разновидности жертвоприношений
Жертвы у славян подразделялись на кровавые и бескровные. Вторые приносили духам, предкам, женским божествам. Например, для предков типичной требой была еда, для богини Лады – женщины приносили живые цветы и ягоды, для банника – веник и мыло и так далее. Что же касается кровавых жертв, то таковых, по мнению древних славян, требовали главные боги, особо почитаемые. К ним относятся Перун, Ярило. В качестве требы в этом случае выступали животные, птицы и под вопросом – люди. Если все-таки приносили мясо животных, то после праздника или ритуала его съедали сами люди. А кости и другие несъедобные «составляющие» использовали для гаданий. После этого их бросали в воду, костер или закапывали.
- Типичной требой, например, для земли было зерно. Ведь оно олицетворяет урожай, а значит должно принести удачу в его сборе.
- Также треба могла быть столовой. Это принесение в жертву пищи, которую ест сам человек. Он как бы делится своей трапезой с богом. И пища эта должна быть взята из общего «котла», откуда питаются все.
- Строительная треба – это принесение лошади или домашней птицы.
- Свадебной требой был петух.
- Для здоровья и плодовитости скота закалывали белого ягненка.
Человеческие жертвы у славян: да или нет
Спорным остается вопрос, были ли у славян-язычников человеческие жертвы? Есть письменные источники, в которых четко говорится о них. Они относятся к десятому веку новой эры. Причем такие жертвы приносили только особо почитаемым божествам. По данным археологических раскопок, в качестве жертвы приносили даже детей. Были найдены костные останки человеческих скелетов на одном из капищ. Но где вероятность, что это были не захоронения?
Сторонники неоязычества ссылаются на Славяно-Арийские Веды и Велесову книгу, в которых нет даже намека на принесение кровавых, а тем более человеческих жертв. Мол, славяне были очень мирными и приносили своим богам молоко, зерно, напитки. Однако летописи зарубежных авторов, археологические источники говорят о совершенно противоположном. Приведем несколько примеров:
- В начале десятого века новой эры один арабский автор писал об обряде захоронения какого-то богатого славянина. И в качестве жертвоприношения на нем были куры, собаки, коровы, кони и... девушка.
- По данным других средневековых авторов, на похоронах мужчины часто были жертвоприношения «в виде» вдовы усопшего.
- Например, в летописи «Повесть временных лет» говорится о принесении в жертву Перуну молодого человека-христианина (было это, якобы, в 983 году). Выбор этого несчастного юноши определил жребий. Подобные истории также описаны в отношении богов Святовита, Триглава.
- Известно, что после крещения Руси шла ожесточенная борьба христианства и язычества. Так вот, однажды язычники буквально растерзали епископа и принесли его тело в жертву. Было это во второй половине одиннадцатого века. Об этом случае мы узнаем от одного немецкого летописца.
Получается, что сами славяне не хотели афишировать и оставлять свои потомкам хоть какую-то информацию о человеческих жертвах? Ведь все источники, из которых мы узнаем о подобных деяниях, написаны не ими, а сторонними наблюдателями. Или последние сфабриковали факты, фальсифицировали их? Но для чего им это было нужно? В любом случае, было ли человеческое жертвоприношение и славянское язычество как-то связаны, мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть. Оставляем решение этого вопроса Вам как пищу для размышлений.