Коляда

Коляда

Для того чтобы выполнить анализ восточнославянской календарной обрядности, в особенности, северно-русской, как дешифрующие тексты следует использовать ведические, что сохранились до нашего времени. В них можно найти много описаний и объяснений архаичных индоевропейских календарных обрядов. При анализе русского текста следует обращаться к ведической литературе, так как в ней лучше сохранились архаизмы, в отличие от западных языков, а также из-за близости русских и индоиранских мифо-поэтических традиций.

Можно четко проследить в календарно-обрядовых циклах, особенно в верованиях северно-русских крестьян периода XIX — ХХ веков, реликты архаического индоевропейского календаря, что уходят своими корнями в глубину тысячелетий. Дохристианское восточнославянское представление картины мира четко разделяет два цикла года: от 22 декабря до 22 июня, т.е. от дня зимнего солнцестояния до летнего и наоборот. Обрядовые действия четко обозначали начало каждого из этих циклов.

День зимнего солнцестояния

Согласно скандинавским материал, а также некоторым реликтам, что касаются обрядов, Святки длились 28 дней, т.е. полностью лунный месяц. Шведы называли их Иольским или Юльским праздником, который был важнее и продолжительнее всех остальных. Праздновался этот день в Норвегии в зимний период в честь Тора, а в Дании во имя Одина с целью благословенной жатвы и быстрого возвращения солнца. Праздник Коляда начинался в основном в полночь в январе 4 числа и длился ровно три недели. Об этом писал в 1880 году М.Забылин. На внимание заслуживают образы Одина и Тора. Первый представлял собой верховного бога скандинавской мифологии, который представлял духовную власть и мудрость. Он был владыкой царства мертвых на небесах и сам себя убил, принося жертву. Он пронзил себя своим копьем и висел на дереве девять дней. После этого Один попробовал священный мед поэзии и стал собственником рун, которые были носителями высшей мудрости и знаний. Из-за такой жертвы Один предстал посредникам между людьми и богами. Он напоминает арийского Варуна, который также был владыкой космического океана, всех вод на земле. Варуна неразлучен с деревом, кроной которого он владеет. Корни этого дерева смотрят вверх, а ветви – вниз. Здесь уместно говорить о русском заговоре, который гласит о море-океане, среди которого на острове находится дуб-карколист

Тор, который является скандинавским богом, представлен изначально как бог неба. Есть следы, который указывают на его связь с культом дуба. Эти следы демонстрируют изначальную связь с мировым деревом. Это значит, что скандинавские святки, которые длятся три недели, посвящались божествам, что связаны с мертвыми предками и их миром.

Коляда

Святки восточных славян также связаны с культом тех, кто ушел из этого мира. Считалось, что в этот период в мир снова возвращалось «Святье», что означало то, что души умерших в период Святок находились в телах своих потомков. Согласно северорусскому материалу, в древности ряжеными становились только самые знатные люди, роды которых считались самыми древними в селе. Про это четко говорит одно вологодское диалектное название «кулеса». Но в диалектах также «кулыня» или «кулина» обозначает знатный, богатый, родовитый.

Всем известно, что народное представление гласит о том, что мертвые не имеют тела на земле, а это значит, что в мире живых они могут появиться только, позаимствовав плоть живого человека. Л.Н.Виноградова говорит, что именно ряженые и нищий люди представляют собой ритуально значимых, благодаря посредничеству которых можно установить связь с умершими. Стоит также подчеркнуть, что значение слова «нищий» сопоставляется с nistyas, что с древнеиндийского означает «нездешний» или «чужой», т.е. соответствует значению слова «ряженый». Л.Н. Виноградова заявляет, что можно учитывать мнение специалистов, которые считают, что нищие воспринимались в качестве заместителей умерших, поэтому их щедро одаривали, так как это было отголоском поминальных приношений.

Даже в наши дни ряженые воспринимаются по такому принципу. Учитывая данные, что были получены в фольклорно-этнографических экспедициях с А.М. Мехнецовым во главе в 1980-90 гг., есть люди, которые помнят о таких ряженых персонажах: предки, чужаки, высокие старухи. Ряженые не разрешали узнавать себя или называть по имени, так как душа живого человека в таком случае могла навсегда остаться на том свете. Если кто-то провинился по этому поводу, то его били смертным боем, потому что люди думали, что душа не вернется в тело, которое было занято во время святок предком. В этот период вся община старалась жить по законам мира предков, так как боялась назвать на себя неисчислимое количество бедствий. Об это вспоминают пожилые люди из нескольких районов в Псковской области, которые говорили, что ряженых тогда величали «дедами». Они или молчали во время хождения или выли как собаки, уклонялись земле. Благодаря лицам, что были вымазаны в сажу, этих людей уважали и боялись, а также ждали в любом дворе и готовились их встречать. Для того, чтоб вернуть душу предку на место, ряженые на Крещенье должны были в освященной уже воде искупнуться в проруби.

Это нужно было обязательно выполнить, потому что еще с древних ведических времен считали, что самым кратким путем души к небу являлось погружение в морскую или речную воду, которая в конце впадает в Реку Вечности, под которой разумелся Млечный Путь. М. Забылин писал, что в Тихвине в период святок снаряжали большую лодку, ставили ее на сани, которые лошади возили по городу. На лошадях и в лодке можно было увидеть ряженых.

В 1996 году в деревне Журавлев Конец, которая расположена в Гдовсоком районе Псковской области фольклористы узнали о том, что те, кто на Святках был ряженым, на Рождество обливался тремя ведрами воды из колодца, т.е. той водой, что рождается и протекает именно под землей. Жители того мира после того, как проведали и наградили или наказали потомков, возвращались в свой мир. Живые же предпринимали все меры для того, чтоб ни одна душа из мертвых не осталась в мире живых.

Коляда

Скорей всего, объяснение таким верованиям и обрядовым действиям можно найти в глубине тысячелетий, когда только происходило их зарождение. И проделывая такой поиск просто невозможно обойти стороной архаичные индоевропейские мифо-поэтические тексты, что сосредоточены в Ригведе, Авесте или Махабхарате.

Переводчик Махабкарты Б.Л. Смирнов писал, что темной половиной года принято считать период движения солнца в южную сторону. В это время еще можно вернуть умершего. Когда же солнце движется на север(светлая половина), то умершего уже не вернешь. Бхишма благодаря силе воли смог задержать свою смерть до периода светлой половины в году. Следовательно, если рассмотреть эту ситуацию с взгляда на восточнославянский лад, то стоит отметить, что Бхишма ожидал Святок, что начинались в светлую половину года.

Ведическая традиция гласит о том, что у живых, умерших и богов было различное время. Сутками предков считался месяц, который делился на 14 дней ночи и 14 – дня. Сутками богов был год, где полгода (движение солнца в северную сторону) – это день, а остальные полгода – ночь. В период Святок те предки, которые обрели вечную жизнь в мире богов могут явится на день потомкам, чтоб наградить их плодородием, счастьем, здоровьем или наоборот наказать за любую провинность. Но реинкарнация невозможна, так как мертвые всегда принадлежат только своему миру и никак не вернутся в мир живых. Умершие души отправлялись в свой мир после Святок по такому принципу, что тот, кто живет в мире богов, обретает бессмертие.

Наше сообщество

Подписка на новости