Что такое «общественное мнение» и как СМИ формируют его сегодня

Что такое «общественное мнение» и как СМИ формируют его сегодня

Средства Массовой Информации в современном мире являются главным рупором, через который до рядовых граждан доходят новости. Постепенная эволюция СМИ начиналась с обычного вестника, а ныне каждое издание представляет собой мощный аппарат пропаганды, который стремится воспользоваться не осведомленностью члена общества в своих целях.

Формирования общественного сознания начинается с формирование его норм морали и нравственности. В дальнейшем формируются политическая и социальная позиция социума. Рамки, которые, так или иначе, получили общественное признание, являются в дальнейшем общепринятыми, и их нарушение вызывает строгое осуждение всего остального общества. Но стоит вернуться к начальному этапу. Что же такое общественное сознание? Это осуждение и приветствие людьми какой-то модели поведения, которая либо противоречит, либо соблюдает законы морали, нравственности и права. Именно здесь и скрыты те самые нити, потянув которые можно сформировать необходимую общественную позицию.

Осуждение или одобрение. В прошлые века, когда сообщение между людьми было более усложнено, мы получали более реальную картину мнений. Это обуславливалось тем, что люди не были подвластны влиянию других представителей общества, и за неимением чужой позиции формировали собственное мнение. В дальнейшем, при развитии технологий, позиция в обществе становилась все более единогласной, но всё менее отражающей мнение каждого члена этого самого общества. Следственно, в современном мире стоит лишь выдвинуть какое-то конкретное мнение, то оно моментально приобретёт характер общественного, и найдёт множество последователей, независимо от того одобряют или осуждают ли люди данный взгляд на события и положения вещей. Именно этим и занимается СМИ. Каждая новость, которая сообщается аудитории, подаётся в необходимом ключе одобрения или осуждения, независимо от самих мотивом и целей события.

Что такое «общественное мнение» и как СМИ формируют его сегодня

Формирование того самого характерного ключа новости обуславливается несколькими факторами. Во-первых, это достоверность информации. Новости, которые сообщают новостные издания, могут приходить из абсолютно разных уголков Земли, и, следственно, проверить достоверность произошедших событий рядовому гражданину не представляется возможным. Во-вторых, объём информации. Как правило, в каждом вопросе есть несколько сторон, которые являются оппонентами друг другу. У каждой из сторон есть доводы в свою защиту, и доводы в поддержку обоснованности обвинений и развенчание основ позиции оппонента. Односторонний обзор событий позволяют нивелировать доводы защиты одной из сторон, и также скрыть факты дискредитирующую другую. Грамотная работа с новостями позволяет из целого ряда новостей выстроить целую цепочку событий, которые и вовсе не будут отображать реального положения вещей, но будут приняты аудиторией, как правильная позиция. В-третьих, искажение информации. Во многом это перекликается с первыми двумя пунктами, но всё же имеет некоторые характерные различия. Новость может быть достоверна, и подана в полном объёме, но трактовка событий, которая будет присутствовать в статье, кардинально исказит её суть. Для этого существует целый ряд аналитиков, мнение которых регулярно доносится до общества, несмотря на то, что доводы, приводимые им, могут быть надуманными и заведомо не правильными, а, следственно, и выводы, которые выносятся на общественное обсуждение. Формирование ключа одобрения или осуждения позволяет создать общественную позицию, которая будет выгодна для тех, кто курирует данное издание.

Контроль над изданиями, как правило, держат государственные власти или частные владельцы. Ни о какой общественной газете, а значит и позиции, говорить в современном обществе не приходится. Средства Массовой Информации, несмотря на всё своё многообразие, целиком контролируются, а потоки новостей фильтруются. Интернет, газеты, телевидение – главные представители СМИ. Начиная от развлекательной передачи и малометражного сериала в интернете, и заканчивая выпуском новостей на государственном канале. Разговоры о свободе СМИ являются блефом, цель которого вызвать доверия у общества. Воздействие СМИ не является прямым, а скорее происходит на подсознательном уровне. После внедрения позиции одобрения или осуждения, человеческое общество лёгко привести в необходимое состояние. Например, в раздражённое, чтобы вызвать более агрессивные отзывы, или смягчённое, чтобы заставить людей более спокойно принять те или иные неприятные известия.

В современном обществе сообщение новостей уже скорее походит на науку управления и подчинения. Превращение общества индивидуумов в стадо, которое послушно и безропотно, что позволяет управлять ими без особых усилий. В таком случае само общество стаёт инструментом, с помощью которого можно добиться поставленных задач. Следовательно, перед обществом ставится задача быть более бдительными и рассудительными. Каждую новость, которая приходит к вам из разных «независимых источников», не следует принимать на веру. Даже если несколько изданий в голос говорят об одном и том же, это ещё не говорит о том, что они сообщают правду. Для того чтобы быть более осведомлённым следует читать не только местные издания, которые заведомо заинтересованы, а и новости оппонентов. В таком случае вы сможете оценить обе позиции вопроса, и выбрать сторону, которую считаете правильной, а не занять заранее сформированную позицию большинства. Пожалуй, стоит вспомнить, цитату Э.А.По, в которой он говорит о том, что мнение большинства ошибочно потому, что большинство из нас идиоты.

Наше сообщество

Подписка на новости