Секреты да Винчи

секреты да Винчи

Любитель ребусов

Стоит полагать, что вам многое известно о хитросплетениях Леонардо да Винчи. Выходец из городка Винчи близ Флоренции, прятал свой гений в иносказательных, не лишенных подлинной оригинальности, формах. Возможно, это его дар человеческому прогрессу. С тем лишь, чтобы ученое общество раскрывало его детища по мере развития науки самой. И это происходит и поныне. Скрупулезно анализируя только одни лишь способы ухищрения этого седовласого старца, можно по достоинству оценить вложенный труд затейника. А ведь он пред нам и предстает именно так. Образ исключительного ума, закрепленные значительностью человеческой мудрости. Леонардо прибегал к шифровке посредством крайне мелкого шрифта, написанного левой рукой. Выводил он все это справа налево. Не говоря уже о том, что буквы были умышленно перевернуты зеркально. Так он достигал доступной секретности, стоит полагать.

Также старец часто прибегал к загадкам, говорил обиняками, не ленился в составлении ребусов и излагал порой крайне метафорические пророчества. Произведений своих обычно не подписывал. Вместо этого можно было различить некие знаки, которые он оставлял после себя. Символ взлетающей птицы. Именно этот знак приписывают всему, чего касалась рука мудреца. Потому возникает крайняя сложность в подтверждении подлинности его работ, всплывающих на поверхность истории и поныне. Это можно увидеть на примере мадонны Бенуа, чье присутствие наблюдается вереницей среди странствующих актеров того времени. Ее использовали в качестве домашней иконы.

Сфумато

Есть такой принцип, в зародыше использующийся нашим мудрецом из Винчи — принцип рассеивания, или же просто сфумато. Он заключается в том, чтобы убрать четкие границы — чтобы следовать житейскому принципу. То есть иметь размытый вид, проникать одно в другое, что за собой ведет к следующему — дышать, жить, пробуждать фантазию. Да Винчи поучал других следовать таким упражнениям — в рассеивании, рассматривать пятна, что оставила сырость на стенах зданий, вглядываться в пепел или облако, созерцать грязь. Потому его комната всегда пребывала в клубах дума, откуда он выискивал образы для своих картин, стараясь тем самым максимально точно приблизиться к закону видения жизни — сфумато.

Этот эффект света увидела, или же увидел свет улыбку Моны Лизы. Джоконда и ее призрачность во взгляде лукаво сбивает с толку наблюдателя. В зависимости от угла фокусировки мимика героини картины то выдает улыбку, то и вовсе скалится будто хищник. Еще одна загадка этого шедевра в том, что многие говорят о ней, как о «живой». Эти мысли объясняются тем, что спустя время Джоконда меняет мимику своих чувств — уголки ее рта постоянно поднимаются. Этот эффект также применялся творцом и в ряде других изобретений, смешивая при этом род знаний разных наук. Потому его наследие имеет гораздо больше применений, чем может показаться на первый взгляд. Из-под его руки вышел древний трактат о свете и тени, где изложенные знания дают начала популяризации знаний о колебательных движениях, распространении волн и т.д.

Метод аналогии

Вот еще один из рабочих методов Лео. Метод аналогии. Он строится на преимуществе перед силлогизмом одной из аналогий. То есть из имеющихся двух умозаключений должно следовать третье. Аналогия должна быть в единственном числе и иметь причудливую трактовку не в ущерб способности конкурировать двум первым умозаключениям. Причудливость придает глубины следующему выводу из умозаключения. Или же возможно ее развить глубже. Например, витрувианский человек да Винчи. То самое изображения человека с раскинутыми руками и ногами, кончики которых вписаны в геометрические фигуры. Эскиз был нарисован в 1487 году. Он доказывает идеальные пропорции человеческого тела. При вписанном теле в круг — руки выше плеч, ноги раскинуты — центр человеческого тела приходится на пупок. Если человека расположить в крестообразной форме — сомкнутые ноги, расставленные на уровне плеч руки — тело человека описывает квадрат с центром в паху. Этот вид мельницы стал отправной точкой ко многим разнообразным мыслям. Например, проектирование алтаря внутри церкви, когда священнослужители или молящиеся располагается равномерно по кругу, центром которого и есть алтарь. Есть предположение, что из этой нехитрой модели идеальных пропорций человека пошло изобретение подшипника с той схемой центровки.

Контрапост

Еще один ценным методом после да Винчи стал метод контрапоста. Иными словами — противопоставление противоположностей. Такой метод посредством забавной иллюзии придает скульптурам пластичности и раскованности движений. Если проще — он вообще создает движение. Так и поступил мастер, делая свою скульптуру коня в Корте Веккио. Ноги объекта были расположены согласно правилу контрапоста, от чего фигура животного выиграла в изящности. А ведь сама скульптура известна своими громадными габаритами. И контрапост в довесок увеличивает эффектность творения.

Принцип незавершенности.

Очень своенравно да Винчи относился с смыслу творения. По его словам окончить работу — значило убить свое творение. Он считал, что жизнь своего детища заключается в самом процессе его создания, что с момента окончания оно уже мертво. Такой философский подход присущ нашему мудрецу, пусть и наделен он некой чудаковатостью — хотя возможно, что именно это и хотел да Винчи выразить в своей манере, именно так излагать свой труд и понимать жизнь. Потому совершенно ни к чему не принуждая себя он спокойно с легкостью небрежного помещика сделать пару мазков на своем холсте, после чего отправиться на прогулку, так сказать, собраться с мыслями. И такой принцип работы сопутствовал все идеи мудреца. Потому даже сейчас обнаруживаются элементы незавершенности в его проектах. Они как будто просят потомков творца — требуем продолжить, но не убить, а развить мысль. Каждая, практически каждая его работа не окончена. И в этом весь да Винчи. Даже когда варварская рука или огонь разрушал детища старца, он спускал это, давая тем самым пример своего жизненного принципа «закончить — значить убить!»

Наше сообщество

Подписка на новости