Было ли Возрождение возрождением язычества?

Было ли Возрождение возрождением язычества? Что говорит «за», а что «против»?

Гуманная эпоха Возрождения в Европе сменила суровое Средневековье. Одним из главных направлений Возрождения стал интерес к человеку, его личности и деятельности. И все это нашло свое отражение в разных областях культуры: философии, архитектуре, живописи, музыке. Кроме того, большое распространение получило обращение к античности, к истокам. Отсюда и название, термин этой уникальной эпохи.

Как известно, к пятнадцатому-шестнадцатому векам уже все государства Европы отказались от язычества в пользу христианства. Однако в эпоху Возрождения религия претерпела кое-какие изменения. Так было ли Возрождение возрождением язычества?

Для начала стоит отметить, что хоть Средневековье и закончилось, но его пережитки оставались. Возрождение никогда полностью уйти от него не могло. Кроме того, новая эпоха сделала человека свободным, цельным, гармоничным. Он не был связан теперь жесткими правилами ( в том числе и религиозными). А как известно, многие язычники противились навязанному христианству.

  • «За». Возрождение, как уже было сказано, возвращалось к античности, к древности. А ведь в ту пору также царил приоритет личности. Поэтому можно говорить о некой попытке восстановления языческих верований. Язычество символизировало свободу и индивидуализм, царившие в древности. Оно было идеалом для деятелей эпохи Возрождения.
  • Было ли Возрождение возрождением язычества? Что говорит «за», а что «против»?
  • «Против». Однако было и осознавание ограниченности, примитивности языческого мировоззрения. А это сильно противостояло широте и размаху Ренессанса.
  • С другой стороны, человек все же пытается вырваться из цепей религии. Он устремляет свой взгляд на окружающий мир, познает его. И это говорит «за» возрождение язычества.
  • «Против» же говорит вот какой факт. Человек в древности, когда царило язычество, стремился познать природу. В эпоху Возрождения он также познает ее, но вдобавок хочет и преобразовать ее, найти к ней творческий подход. А ведь язычники считали природу божественной, а значит неприкосновенной.
  • «Против». Многие философы, художники Ренессанса обращались в своем творчестве к Богу в рамках христианства. Взять, к примеру, работы Рафаэля Санти, Леонардо да Винчи. А это уж точно никак не возрождало язычество.

Можно привести еще много доводов. Однако неизменным остается одно. Эпоха Ренессанса не стала возрождением язычества. Да, она обращалась к античности, к личности человека. и на этом все. Ведь никаких попыток реанимировать языческие верования, языческую культуру не было. Напротив, происходило укрепление христианской религии. Люди хоть и пытались показать свой атеизм, но в глубине души уже стали верить в Бога, в сотворение мира по библейским писаниям.

Культура эпохи Возрождения.

Наше сообщество

Подписка на новости