Богиня Мара – славянский образ единства жизни и смерти
В языческой культуре древних славян присутствовали боги не только несущие добро, мир, жизнь и красоту, но и несущие холод, мор, смерть, запустение. Чтобы беда обошла дом стороной, совершались ритуальные обряды поклонения им. В жаркие засушливые года к ним обращались, чтобы дали немного природе отдохнуть и послали прохладу и дожди на землю.
В славянской ведической вере такой богиней была Мара (Марена) – она имела отношение не только к уходу людей из явного мира, но и к сезонному умиранию природы, к сковыванию земли морозами, выпадению снега и дождей. Её называют Богиней Вечного Сна, а также Вечной Жизни, поскольку после засыпания неизбежно наступает пробуждение: после лютой зимы всегда тает снег – приходит весна и природа просыпается. Следует отметить, что в языческой культуре однозначно плохих или хороших богов не было: их положительные и отрицательные качества зависели от конкретной ситуации.
Богиня Марена в мифологии
В древних славянских мифах рассказывается, что дочь Сварога Марена живет в чертогах из искрящегося небесной чистотой льда на северном краю Мидгард-Земли (территории проживания славян). Там ей подчиняются и прислуживают духи воды, непогоды, холода и мороза. Отдохнув там после странствий землями Сварги Пречистой, богиня Мара возвращается к выполнению своих обязанностей: зимой сковывать землю морозами и засыпать снегами, а летом посылать живительные дожди и большие урожаи. С её приходом на Мидгард-Земли, у природы наступает пора отдыха, и она погружается на три месяца в сон.
Когда богиня, утомившись, возвращается в Ледяной чертог, на следующий день после весеннего солнцестояния, всё живое просыпается. В этот день славяне устраивали праздник Проводов Богини Зимы (Масленица Марены), на котором сжигали соломенную куклу (олицетворение морозной Зимы), а пепел развеивали над плодородными участками земли – чтобы урожай здесь вырос богатый.