Забытая псалтырь

Забытая псалтырь

Берестяные грамоты заключают в себя исключительные элементы нашей, русской, культуры, которые мы извлекаем из нашей матушки-Земли и по сей день. На них нередко можно обнаружить дивные находки, вроде Псалтыри, которые на Руси были в большом почете и считались самой читаемой «книгой». Даже старообрядцы поучают свое чадо по ним. В основном грамоте. Но важность и значимость таких отголосков нашей истории недооценить нельзя.

История первых раскопок.

Такие находки, как берестяные грамоты на России уже не новость, но в силу значимости некоторых экземпляров, подобные сокровища производят фурор. Вот, например, самая первая берестяная грамота была обнаружена в июле 1951 года, 26 числа во время археологических раскопок в Новгороде. Один из видных председателей Совета Российского гуманитарного научного фонда неустанно указывает на это, называя подобное событие не иначе как переворотом в научном мире. Это слова академика Валентина Лаврентьевича Янина. Он также считает, что подобные находки, этих дивных документов на бересте, расширяют мировую практику, что дает возможность изучать наше русское средневековье, буквально раскладывая все по полочкам — затрагивая все уровни духовной, материальной жизни наших предков: как быт и семейные ценности, так и в частности события исторической важности и лиц, которые их вершили.

Потому, начиная с первых «проб», ведется неустанная работа по поискам наших реликвий. Оные уже были обнаружены по всей территории нашей страны, и их численность достигает 1002 грамоты. Приблизительно 900 экземпляров увидели наново свет в Новгороде. Также они были найдены в Смоленске (около 15 штук), в Старой Руссе (36),в Торжке (14) и не обошли эти события и Москву, где была обнаружена одна такая грамота, датируемая не позже как XV веком.

Неизвестная Псалтырь.

Что касается альма-матер всех усилий в этом нелегком деле, то самой старейшей археологической экспедицией принято считать Новгородскую. Где также самый известный научно-исследовательский коллектив, ведущий работы здесь, начиная с 1932 года. И вот уже в 60-х годах ведение раскопок было взято под крыло вышеупомянутого Валентина Янина, под началом которого была обнаружена сенсационная реликвия — некая Псалтырь, происхождение которой предписывают не раньше, чем 1010 год. Обнаружена она была 13 июля 2000 года в том самом Новгороде на Троицком раскопе. И это было не что иное, как именно манускрипт, подразумевающий под собой не просто древние надписи, а буквально — книгу. Все это имело вид трех деревянных дощечек с параметрами 20х16 см. Псалтырь была покрыта воском, чью поверхность обильно укрывали псалмы царя Давида.

Такое событие не обошло стороной и нашу общественность, которая нарекла это сокровище «Новгородской псалтырей». Оформлена она была орнаментально, по внешним сторонам подобно обложке книг. Наши археологи уверены, что это уникальный памятник нашей, древнерусской письменности приблизительно конца Х начала ХI веков. Ее также называют церой, что значит — книга с текстом на восковом слое.

Радиоуглеродный анализ и подлинность находки.

радиоуглеродный метод датирования

До того момента, как наша археология открыла Новгородскую псалтырь, древнейшим образчиком нашей славянской цивилизации принято было считать некое «Остромирово Евангелие», с датировкой около 1056-1057 годов. Но археологи уверяют, что найденная позже новгородская находка превосходит «Остромирово Евангелие» на целых 50 лет, а может и больше. Конечно, это не голословные выводы. Так называемый дендрохронологический анализ позволяет сделать подобные выводы.

Например, наша «Новгородская псалтырь» находилась в культурном слое порядка на 30 см ниже сруба по дереву 1036 года. Возраст тех построек устанавливается по годовым кольцам деревянных элементов, из которых те были возведены. Прошлые исследования показали, что скорость, с которой образуется 1 культурный слой в Новгороде — это где-то 1 см в год.

Помимо этого образец Новгородской псалтыри были отдан на исследование в шведский старинный город Уппсалу, где расположена авторитетная лаборатория в мире. Там эти образцы были подвергнуты радиоуглеродному анализу. Что в конечном счете привело к подтверждению шведами даты создания данной книги — не позднее 1010 года.

Консервация и детальный осмотр.

Конечно, волнение присутствовавших во время раскопок было поистине колоссальным. Всех до единого волновало, чтобы эти записи оказались каким-то церковным подлинником, например. Частными записями мало удивишь. А вот причастность этой реликвии к священнослужению – это уже что-то. Почему — потому что в таком случае есть возможность для восстановления написанного, сопоставляя с каноническими церковными текстами.

Так было установлено, что в руки археологов попала псалтырь, церковные тексты которых содержали псалмы 67-й, 75-й и 76-й. Потому не составило труда идентифицировать тексты, имея нынешние аналоги. По сути своей данная работа напоминает сборку конструктора, пазла. Не говоря о том, что реставраторам требуется тщательно соблюдать помимо фактуры фрагментов и их толщину, и прочие особенности. Так наметанным глазом археологов было выявлено, что в некоторых местах один текст наносился поверх другого.

новгородская псалтырь

Что касается консервации, то это не менее скрупулезный процесс. Эта процедура проходит разные стадии, в течение которых образцы, нуждающиеся в сохранении, пропитывают этиленгликолем. Но, как утверждают специалисты — проведение процедур консервации — это половина дела. Потому как хорошее состояние берестяных грамот и прочих деревянных изделий Новгорода объясняется повышенным уровнем влажности тамошней почвы — дерево пропитывается водой, что в свою очередь ведет к наилучшей природной защите от действия кислорода. Но прежде всего экспертам требовалось перенести слой воска с досок на иную основу, скажем, стекло. В противном бы случае воск окончательно бы расплавился при обработке этиленгликолем.

Будет уместным задаться вопросом — кто же автор сего чуда? А ведь это одна из первых рукописных русских книг. Потому такое не может не волновать. Однако, к сожалению, этот вопрос остается открытым и поныне. Несмотря на это, кое-что наши «Новгородские дощечки» могут поведать нам о своем создателе. По всей видимости, это был именно русский человек, а не, скажем, какой-нибудь миссионер из той же Греции либо Болгарии. Об этом свидетельствуют найденные ошибки в словах, их около пятнадцати. Также предполагают, что это был человек из Киева, русского происхождения.

Помимо прочего, исследуя почерк древних надписей, археологи пришли к выводу, что автор был определенно учителем. Потому что особенности почерка таковы, что выдают в нем некую долю профессионализма. Например, такие фразы, как «Сия книга псалтырь», обнаруженная на обложке. Или же — «Без отлучения алчущих знания», что в иносказании значит «для привлечения людей».

Наше сообщество

Подписка на новости