Боевая подготовка на Руси

Боевая подготовка на Руси

Что такое Русь? Это бескрайние просторы, богатые и прекрасные. Но одновременно они суровы и жестоки к тем, кто слаб телом и духом, к тем, кто не в состоянии обрести в себе силу и стать хозяином этих краёв. Потому слово «русский» неразрывно связано со словом «воин», одно олицетворяет другое, одно является продолжением другого. Под стать своих земель, каждый сын Матушки России, был суров и жесток в врагам, но одновременно силён и прекрасен, и душа его была бескрайняя для тех, кого он именовал другом своим. Богатырь – это слово олицетворение всей нашей силы и мужества. Так величали тех, кто, проливая кровь свою, насмерть стоял за свою семью, свой дом, свою страну. Они совершали великие подвиги, достигали небывалых высот благодаря своей самоотверженности.

Все мужчины, живущие на Руси, будь то ремесленник или крестьянин, охотник или писарь, взрослый мужчина или молодой юноша, являлись воинами. Потому как такое воспитание было в их крови. Так поступали с ними их отцы, а с отцами их – деды, а с дедами их – прадеды, и так далее, до самых истоков Руси, от наших славяно-арийских предков до насущных дней. Кровь, что течёт в вас, это их наследие, и его не надобно, ни забывать, ни отвергать.

Когда отец получал долгожданного потомка мужского рода, он изначально готовил ему стезю Воина. Это не говорило о том, что мальчик выберет искусство войны своим жизненным призванием, станет витязем. Вовсе нет. Он мог стать тем, кем пожелает, куда лежит его душа. Мог стать земледельцем, выращивая урожая, и кормить народ русский, мог пойти в ремесленника, и всю свою жизнь собственными руками создавать так надобные в обиходе жизни вещи и предметы, кузнецом, гончаром, охотником – кем угодно, ведь выбор жизненных путей достаточно богат. Но независимо от того какой жизненной дорогой вознамерится идти юношу сквозь свою жизнь, он должен был уметь защитить себя и род свой, земли свои. Он должен был уметь держать меч, чтобы атаковать, и щит, чтобы защитить. Негоже было русскому человеку согнуться и сломаться под наступившими напастями, особенно, если они пожаловали на русскую землю в лице неприятелей и разбойников. И каждый знал, что именно на нём лежит ответственность воспитать из юноши настоящего мужчину, за которому потом не будет стыдно ни ему с матерью, ни землям его.

Боевая подготовка на Руси

Для того чтобы воспитать воина мало было всего лишь научить его держать оружие и пользоваться им, необходимо было взрастить и закалить в нём воинский Дух, и это наши предки осознавали прекрасно. Многие прославленные своим мужеством деятели русской крови также придерживались подобных взглядов. Например, Суворов, который изложил их в творении «Наука побеждать», что является одновременно и данью предкам, и наставлениями для всех русских мужчин.

В древние времена на Руси не строили специализированных заведений для того чтобы обучать юношей науке боя. Никаких следов либо упоминаний о них или намерениях инициировать их сооружение также не имеется, но зато прекрасно известно, что многие люди практиковали так называемое «ученичество», что являлось одной из множества русских традиций, но, безусловно, одной из главнейших и основополагающих, ибо на ней держалось благополучие рода и всей Руси. Ученичество начиналось с юных лет, совсем ещё маленьких продолжателей рода учили владению оружием. Главным инвентарём для того чтобы практиковать свои умения были деревянные изделия. Например, деревянный меч или копьё, нож или лук. Это не были стародавние подобия современных пластиковых изделий, это были полноценные отображения оружия. Например, дубовый меч не уступал, ни своими размерами, ни своим весом, своему железному аналогу. Потому при должном умении даже таким орудием можно было победить врага.

Для того чтобы развить молодому юноше координацию движений, скорость и ловкость, гибкость применялись различные игры и игровые состязания. Например, для подобных целей прекрасно подходили различные мячи, качели, лыжи и санки, вертушки, и так далее. Даже всеми нами горячо любимая игра детства – снежки – практиковалась нашими предками, как одна из обучающих и развивающих. Некоторым детям, преимущественно знатного происхождения, с малых лет в руки давали ножи либо небольшие мечи. Удостоиться подобной чести мечтали многие мальчишки, ведь получить из рук отца собственный нож было очень престижно, прежде всего, это говорило о том, что молодой человек достаточно вырос, чтобы нести ответственность за себя и окружающих, что, безусловно, выделяло его в глазах сверстников, бросающих на счастливого обладателя оружие завистливые взгляды. В летописях наших предков не единожды описывались случаи, когда юноши, используя выданное им оружие, убивали неприятелей и грабителей. Культ ножа и меча сопровождал мужчину с юных лет, что, безусловно, было одним из залогов воспитания в нём воина.

Боевая подготовка на Руси

Подготовка молодых людей к бою плавно из игр превращалась в более взрослые состязания, которые становились все опаснее и труднее в соответствии с возрастом их участников. Данная практика была регулярная и проводилась преимущественно во время праздников и народных гуляний, служа одним из их непременных атрибутов. Молодые мальчики во все глаза смотрели на участников, мечтая как можно быстрее стать такими же, как они, а, достигшие необходимого возраста, молодые мужчины, наконец-то могли испытать себя в деле. А посмотреть действительно было на что, ведь излюбленными соревнованиями наших предков были бои «стенка на стенку», кулачные состязания, и многие другие. Эти традиции существовали с давних пор, но, к сожалению, пошли на убыль, лишь перешагнув рубеж XX-ого века.

Обратите внимание на то, что система ученичества приносила весьма хорошие результаты. На Руси вплоть до XVIII-ого столетия не существовало никаких Высших учебных заведений, в которых бы люди обучались выбранному ими ремеслу, но, тем не менее, уровень образованности был на достаточно высоком уровне, несоизмеримо превышающий европейский, впрочем, как и гиена. Возводили храмы и города, отливали колокола и пушки, писались книги, и так далее. Необходимые знания мастер передавал своим ученикам, подмастерьям, передавал он их не только в виде заметок и сводок, базовых и стандартных, но также насыщал их собственной мудростью, приобретённой в течении многих лет. Так делали не только в ремёслах, но и воинской науке.

Существенную роль в воинском искусстве отыгрывали регулярные войны, что разгорались то тут, то там, то с соседями, то междоусобные. Условия боя, реального, а не эмитированного в искусственных условиях, позволяли проверить на практике и получить опыт, что является одним из столпов обучения хорошего воина. Безусловно, где война, там и смерть, и каждый раз подобные столкновения собирали свою кровавую жатву, но те, кому удавалось избежать гибели, получали неоценимые уроки жизни, которые ни один учитель дать не в состоянии.

В то время, когда в краю и на его рубежах было тихо, и никто не собирался в походы и битвы, поддержание навыков боя осуществлялось при помощи охоты. Это сейчас, когда человек выходит в лес, он вооружён огнестрельным оружием, и может чувствовать себя защищённым, а ранее в руках у бойца был щит и меч, а в лучших случаях лук. Получалось, что битва происходит чуть ли не на равных, при помощи клыков и когтей, собственной мощи и сил, ловкости и скорости. Героем величали того воина, который смог войти в лес и одолеть медведя. На такого большого зверя ходили с рогатиной, большим охотничьим копьём. Данное занятие было прекрасной практикой, позволяло не только поддерживать Дух воина в требуемом состоянии, но и развивать его. На охоте юноши учились выискивать следы и преследовать своего врага. Известная историческая личность – Владимир Мономах – пишет о своих охотничьих подвигах с не меньшей гордостью, чем о боевых походах.

Маленький мальчик получал деревянное оружие, затем учился пользоваться им и осваивал верховую езду. Потом, он получал в руки настоящее оружие и практиковался применять его, ходил на охоту. Затем закалял свой Дух воина в боях и битвах, на поле брани. И только теперь он становился настоящим истинным воином Руси и давал новое потомство, чтобы затем провести его по этой стезе, как некогда провёл его собственный отец. Он проходил по пути потомка – ученика – воина – защитника – продолжателя рода, он становился достойным мужчиной, что чтил предков и семью, и умел их защитить. Именно потому, что детей с малых лет учили быть воином, развивали его Дух и силу, русские считались самыми храбрыми и мощными бойцами.

Наше сообщество

Подписка на новости