Древний славянский праздник Мать-Сыра-Земля-Именинница

Древний славянский праздник Мать-Сыра-Земля-Именинница

Мать-Сыра-Земля - Небесная Богиня-Покровительца Земли (или Мидгард-Земля, как называлась планета Земля у славяно-арийцев). Богиня плодородия и хорошего урожая. Перед посевом все люди приносят Богине щедрые Дары и Требы.

Эти Дары - бескровные жертвоприношения, состояли из прекрасных цветов, наилучших семян, фруктов и овощей. Поклоняющиеся просили, чтобы все идущее в огонь, прибывало в изобилии. В эту пору массово садятся в подготовленную почву фрукты, овощи, а также сеются злаки.

Жрецы и Жрицы, служащие Матери Сырой Земле, несли Дары на Священный пылающий алтарь, чтобы с тем огнем подношения поднимались в Небеса, в Чертоги Богини.

Навсегда Мать Сыра Земля останется матушкой для обретающихся на ней людей, которые и следующим поколениям неизменно завещают любовь и почтительность к земле родной. Не прожить народу без своей кормилицы, издревле она растит хлеб и кормит свой народ, сдерживает бури и метелицы, останавливает нечистого. Земля без хозяина-земледельца сиротствует, как и пахарь без нее, как без души в теле. Благотворные лучи солнца, обильные дожди пробуждают плодотворность земли, она растит травы, деревья, давая пропитание людям и зверям.

Такие очевидные природные проявления в веках становились мифами о супружестве Земли и Неба, при этом Небо олицетворяет мужское влияние, Земля – рассматривается как женское.

Зимой Земля бесплодна от холода, с приходом весны Небо заключает ее в объятия и ласкает, как жену, разогревает жарким солнцем, насыщает теплыми дождями и Земля «принимается за свой род». Словами народа «Не Земля родит, а Небо», то есть земля не может дать урожая без небесного благотворного воздействия.

По мнению славян, живших на юге, земля плоская и имеет форму круга, а по краю небесный свод стыкуется с ней. Земля удерживается буйволом на одном роге, и землетрясения происходят, когда он устанет и перекидывает Землю на второй рог. После сотворения земля была ровной, а горы и возвышенности получились, когда создавались реки и моря. Под землей мир устроен подобно верхнему: живут люди, звери, произрастают растения.

У западных славян покровительницей Земли была Девица-Земина. В праздник для поднесения даров для нее варилось пиво, выпекался хлеб: «Земина… зацвети житом, пшеницей, ячменем и всяким злаком».

В своем повествовании древнеримский историк Тацит описывает жизнь славян - жителей острова Рюген: славяне поклоняются богине земли, уверены, что она приходит к ним и принимает участие в жизни людей. В девственном лесу стоит священная колесница, к которой позволяется прикоснуться только жрецу. Он знает, когда богиня снисходит и с благоговением провожает колесницу, которую везут коровы.

У богини Зимины был и мужской образ - бог Земенник (Потримп). Это веселый бог плодородия в зеленом венке. На алтаре ему оставляли полный сосуд с зерном, в другом сосуде спит его священная змея, ее нужно было поить молоком. Осенью, после сбора урожая, пировали в знак почитания бога Земенника. Странствующие люди рассказывали, как происходил этот праздник. Народ сходится в одно специальное всеобщее место, где стоят столы, покрытые травой, сверху кладется хлеб и ставятся сосуды с пивом. Также приводят домашний скот, птицу, и приносят по паре в жертву богу, приговаривая слова благодарения Земеннику и просьбы об охранении от врагов, огня и смертельных болезней. Мясо животных готовят, отрезают по куску от каждого, бросают под столы, лавки, углы в доме со словами сердечной просьбы Земеннику отведать, потом едят приготовленное, празднование продолжается.

День Матери Сырой Земли

Мать-Сыра-Земля-Именинница

В поверьях поклоняющихся природе славян Земля представляется живым существом, подобным человеку. Зеленая пышная растительность - травы, цветы, кустарники – это волосы; кости - это каменные скалы («скала», «скелет» - созвучно); корни деревьев - это жилы, а кровью земли были подземные воды.

Как истинная женщина, она рождает земные плоды, ощущая не одно только материнское счастье.

Она стонет от страданий в бурю, содрогается от страха и сердится во время землетрясений. Пьет дождевую воду, когда ее мучает жажда и умирает во время засухи. Отходит ко сну в морозную студеную зиму, накрываясь снежным покрывалом. И просыпаясь с первым вздохом весны, смеется с солнышком и дарит людям красу и благодать.

У нее, как у настоящей матери человек ищет расположение и поддержку у нее. Как в сказках сказано: как прильнет богатырь к земле - исполняется свежих сил; а ударенным о землю копьем вернутся погубленные к жизни, земля впитает черную кровь змея.

Наши предки знали - если не чтить землю-матушку, и она не будет жаловать хлебом. Если не кланяться земле, как матери родной, будет она не пухом - тяжестью лежать на крышке гроба.

В далекое путешествие надо брать с собой горсточку родной землицы, иначе не увидеть более родной стороны.

10 травня (мая) славяне справляют именины Земли

Возбраняется всякая земледельческая работа: орать, разрыхлять бороной землю, копать, пользоваться какими-либо орудиями труда, нельзя тревожить Землю, она почивает от трудов.

В начале празднества в подготовленную землю бросают зерно, поливают пивом, обращаясь со словами в сторону востока:

«Мать-Сыра-Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота, Оборота и лихого дела».

Наше сообщество

Подписка на новости