Таинственность славянской письменности — Черты и Резы

Таинственность славянской письменности — Черты и Резы

Первые упоминания

Как часто мы задумываемся о том, что любая частичка нынешних нас и всего, что это наше «Я» окружает — все есть прямое следствие любого, возможно, что самого незначительного события, происшествия. Одним словом — факта.

Не исключение и наша речь, наш язык, само умение его воспринимать и общаться, такой каким он есть — часть нашего нынешнего жизненного уклада, стоящий у истоков нынешней культуры. Но сколь часто нас посещают эти самые мысли о языке как факте, как предмете, сколько раз на день мы задумываемся о том, откуда же родом этот наш инструмент. И самое главное — инструмент, дошедший до нас именно в таком виде.

Несомненно, невольно у нас возникаю мысли на счет нашего языка, речи — когда нужно подобрать наиболее меткое словцо, чтобы выражение было либо проще, либо наоборот — насыщеннее, в зависимости от поставленной цели. Но чаще всего мы просто думаем, как бы не написать сейчас без ошибок вот это слово, или вон то. Тщательно подбираем слова в попытках общения с иностранцами, дабы быть понятыми и услышанными.

Даже уважаемый многими в нашей стране философ и прозаик, Александр Николаевич Радищев, некогда выразился на счет удивительности предмета явления речи и письма, сказав, что поистине удивительно, как столь обыкновенные повседневные вещи (наши письмо и речь)оказываются в сущности самыми поразительными в своем существе.

С какой же неохотой дается нам история с ее секретами, однако все новые и новые открытия этих тайн плодят еще больше подобных. Сколько вопросов остаются немыми. Такими можно считать идущие с древних глубин вопросы о так называемых «чертах и резах». Из некоторых источников можно узнать, что именно методом применения чертов и рез славяне творили свое письмо.

Некий болгарский священник, монах по имени Храбр, еще в конце девятого столетия создал трактат с названием «Сказание о письменах славянских». Где можно обнаружить занимательные пометки, указывающие на то, что издревле славяне, не имея иных способов как-то письменно упорядочить свою речь, пользовались какими-то чертами и резами. Надо заметить, что спектр применения данного способа был достаточно разнообразен, ибо при помощи него наши предки даже совершали церемонии гадания.

Кирилл и Мефодий

Кирилл и Мефодий

Чуть позже к нашим славянским прародителям пришли знания о греческой и латинской письменности, но все это не имело упорядоченности. Сам Храбр пишет, что достаточно много времени пройдет пока однажды не появится Константин Философ (так величали Кирилла, христианского проповедника, который создал старославянскую азбуку. Храбр упоминает, что Кирилл создал для славян тридцать письмен и еще восемь по примерам греческой письменности, остальные стали прообразом славянской речи.

К сожалению, подлинник «Сказаний о письменах славянских» бесследно исчез, однако радует хотя бы то, что около семидесяти его списков, переписанных непосредственно с подлинника (приблизительно восемнадцатого века), еще сохранились. Потому хоть какие-то, нестрогие, выводы делаются на основе тех, что были оставлены нам монахом Храбром. В частности то, что покуда не было в нишах краях этих двух миссионеров, Кирилла и Мефодия, славянам не была знакома письменность. Не смотря на это, среди некоторых лингвистов бытует мнение, что ни Кирилл, ни Мефодий не могли быть создателями, но лишь преобразователями существующей на тот момент готовой, славянской, азбуки.

Имя Бога Велеса

Также не исключают версию того, что как раз «чертами и резами»была написана книга, чье существование вызывает уйму споров и всевозможных скандалов и поныне — то есть «Велесова книга». Так, приблизительно, году в 1919 один из полковников белой армии, Али Изенбек, нашел несколько старинных дощечек. Они содержали старинные письмена. Переводчики пришли к выводу, что эта книга, которой были связка дощечек, была авторством жрецов из Новгорода девятого века. Посвящены письмена были Велесу, богу мудрости и богатства. Есть разные версии, но приблизительно таких дощечек, параметрами 22х38х1 см, было около 36 штук.

Как уже сказано выше — дощечки имели форму книги. Они были исполосованы прямыми линиями, параллельно друг другу. Под ними, так сказать, подвешивались, то есть размещались буквы. Своего рода висячее письмо, подобно хинди или санскриту. Символы вдавливались, куда во вдавленные места втирали пигмент краски. После этого дощечки покрывали лаком. Такой тип письменности называли «сплошняком» в силу кучности используемого текста.

Эти тексты во временном охвате занимают место где-то в пятом веке до нашей эры и вплоть до девятого века от рождества Христова. Этот текст может поведать нам о том, откуда родом такие народы, как древляне, поляне, северяне, руссы и кривичи. Не считая этого, часто замечают упоминания имени бога Велеса. Отсюда, несложно догадаться, и названа было книга — именно «Велесова», либо — «Влесова».

До сих пор эта книга будоражит умы многих экспертов, несмотря на то, что некоторыми из их же коллег подлинность поддается бурному оспариванию.

Бытовая письменность, первые сосуды

Странно, но нигде нельзя найти ответа, что это такое — «черты и резы»? раз они не имеют ничего общего с привитой письменности миссионеров Кирилла и Мефодия, то что это? Один из археологов, В. Городцов, прозвал их литерами какого-то неизвестного письма славян. Как раз в 1897 году под его руководством велись раскопки, неподалеку села Алеканово что под Рязанью. Там-то и были обнаружены странный сосуд. Вся его странность заключалась не столько во внешнем виде, сколько в содержащихся на нем порядка четырнадцати непонятных знаков.

Бытовая письменность, первые сосуды

Как оказалось позже, сосуд делали наспех. Об этом говорят такие следы, как сам материал, который был слабо обожжен. Судя по этому изготовление таких атрибутов тамошнего быта было сугубо домашнее местное, каким-нибудь писцом. А значит — человеком не просто славянских корней, а и ментальности. то есть просто славянином. Такие выводы сделали эксперты во главе Городцова.

Чуть позже, буквально спустя год, все на то же месте у села Алеканово, это археологическое предприятие снова дало удивительные результаты. Подобные знаки встречались вновь! Все новые и новые предметы несли на себе след этих дивных символов, как будто желая дать недостающие ответы.

Так был найден очередной кувшин, чье свободное поле было украшено орнаментом из всевозможных квадратиков, черточек, волнистых линий, крестиков и треугольников. Посредством тщательной и скрупулезной работы по сопоставлению данных знаков, ряд археологов пришли к выводу, что перед ними не что иное, как календарь, использовавшийся славянами для сельскохозяйственных нужд.

Наглядно все это представляло такую картину: верхний ряд рисунков-символов представлял собой обозначения языческих праздников. У несколько усложненного солярного символа окружность замещалась ломаной линией, что впоследствии приобретало смысл «громового колеса», то есть — знака бога грозы, Перуна. Эта зарисовка отмечала главный грозовой день в году — двадцатое июля, два креста можно было прочесть как день Ивана Купала, по принятым правилам отмечающийся 23 июня.

Также в календаре часто встречались пометки в виде окружности с крестом. Это символизировало бога Хорса, знак Солнца. Однотипно были выполнены в нижнем ряду квадраты, которые отвечали за дни, разграничивающие праздники друг от друга. Тот ряд, что шел между казанными двумя выше, средний, обозначал времена года.

Например, те же колоски, снопы и серп отвечали за обозначение в календаре времени созревания урожая и его последующего сбора. Такие пометки приходились на июль и август. Что касается волнистых линий, которые имели вертикальную позицию во всей этой схеме — они отмечались как время дождей — осенние месяца. До наших дней дошли около десятка таких сосудов, которых можно котировать как календарные сосуды. Все эти рисунки выполнены зачастую длинными (это черты) и, конечно же, короткими, резами, линиями.

Так вот, имея все эти пояснения, видно, что некогда болгарский монах Храбр указал в своем труде так называемую славянскую письменность — «черты и резы». Такие вот незатейливые черточки и зарубки, которые древние славянские народы использовали как счетными, личными, родовыми знаками. Их изображали символами собственности, пользовались в качестве календарных знаков, даже в качестве гадания эти знаки были востребованы. Не говоря уже о том, что эти черточки и зарубки стали прообразом рунического письма, ставших способом обозначения орнаментом ритуальных предметов.

Наше сообщество

Подписка на новости