Крупнейшая катастрофа в истории мореплавания, о которой помнят до сих пор

Гибель лайнера «Вильгельм Густлофф»

«Вильгельм Густлофф», так назывался легендарный германский лайнер, затонувший 30 января 1945 года и унесший с собой по официальным данным 5 348 жизней. Но по современным оценкам количество жертв превышает 9 000 человек, основная часть из которых - это старики, женщины и дети, а так же раненные офицеры и солдаты немецко-фашистской армии. Крушение лайнера было и остается самым трагическим в истории мореплавания. Для сравнения, на знаменитом Титанике погибло 1517 человек.

Судно было построено в 1938 году как пассажирский корабль, и представляло собой десятипалубный океанский лайнер, водоизмещение которого 25 484 тонны, длина 208 метров. До начала Второй мировой войны корабль «Вильгельм Густлофф» использовался как дом отдыха и мог обогнуть буквально пол света без дозаправки. На борту судна находилась самая роскошная инфраструктура, вплоть до личных апартаментов Гитлера. Лайнер являлся символом величия Третьего Рейха, считался не подтопляемым и отвечал всем последним техническим требованиям.

Гибель лайнера «Вильгельм Густлофф»

По предложению Гитлера судно было названо в честь мученика нацистского движения, помощника Гитлера и малоизвестного лидера швейцарских нацистов, Вильгельма Густлоффа, который был целенаправленно убит в своем личном кабинете еврейским студентом Давидом Франкфуртером, переодетым в курьера. История приобрела скандальную форму, чему способствовала национальность убийцы, а Вильгельм Густлофф стал «символом страдания» для немецкого народа.Возможно, это так же сыграл в дальнейшем злую шутку с судьбой корабля, тем более что гибель лайнера «Вильгельм Густлофф» пришлась на годовщину смерти человека, именем которого он был назван! Кроме того, именно 30 января 1933 года, за 12 лет до трагедии, Адольф Гитлер стал Рейхсканцлером Германии.

По каким же причинам произошла столь беспрецедентная по числу жертв катастрофа, пусть даже во время кровавых военных действий? Ведь с 1940 года «Вильгельм Густлофф» был переквалифицирован в судно-госпиталь на 500 человек, числившееся за ВМС Германии. Однако лайнер еще в довоенное время использовали в своих целях сотрудники военной разведки Германии, а с осени 1939 года судно становится так же учебной базой для немецких подводников. Корабль имел вооружение на борту, а опознавательные знаки госпитального судна, которые могли бы защитить от нападения, в итоге так и не были нанесены.

Как шло развитие событий?

В 1945 году уже большая часть людей вынуждена была спасаться бегством с территории Восточной Пруссии от наступления Красной Армии. Делалось это любыми путями, в том числе и морем. 27 января командиру «Вильгельм Густлофф» Петерсону был дан приказ от Гитлера вывезти на западные базы обученных специалистов-подводников, представлявших собой элиту фашистского подводного флота, в количестве 3700 человек, экипажи которых могли полностью блокировать Англию. Кроме того, на борт должен был войти высший офицерский состав, генералы и вспомогательный женский батальон - почти 400 человек. По информации советской разведки, для отвода глаз от планируемой операции на лайнер из машин скорой помощи погружались забинтованные муляжные куклы.

Уже ночью лайнер принял именитых гражданских людей и военную знать, а так же раненных и беженцев. Судно было переполнено более чем в четыре раза, по спискам на нем насчитывали 6470 пассажиров. Уже в море, на выходе из Гдыни, «Вильгельм Густлофф» согласно операции «Ганнибал»по эвакуации населения морем, принял часть беженцев из малых судов, окруживших его, после чего в Данциге еще дополнительно были погружены раненные и медперсонал. 30 января 1945 года экипаж судна попросту не мог сосчитать всех пассажиров, количество которых превышало 10 000. Мирное население в панике пыталось попасть на лайнер, считавшийся самым безопасным в Третьем Рейхе. Были заполнены все отсеки корабля, вплоть до пустого бассейна.

Гибель лайнера «Вильгельм Густлофф»

Для защиты от атаки подводных лодок судно предлагалось вести зигзагом, но вопреки рекомендациям другой частью офицерского состава было решено идти прямиком, полным ходом, как ходят военные корабли, чтобы скорее миновать опасность от самолетов с воздуха. По другим источникам, «Вильгельм Густлофф» не мог развить максимальную скорость из-за полученных ранее повреждений и значительной переполненности пассажирами. Кроме того, было приказано включить все освещение, чтобы избежать столкновения с конвоем тральщиков, который по имеющейся информации шел на встречу. Это противоречило нормам военной практики и дополнительно привлекало не нужное внимание к лайнеру.

Гибель лайнера «Вильгельм Густлофф»

В 21:16 советской подводной лодкой С-13 , командуемой Александром Маринеско, была выпущена первая торпеда в корабль «Вильгельм Густлофф». Das war’s ("Вот и всё") произнес Капитан лайнера Петерсон. У него не оставалось сомнений - это субмарина.

гибель лайнера вильгельм густлофф

Провидение опять было не на стороне пассажиров – оказалось, что спасательные шлюпки не могут быть спущены, так как часть команды, ответственная за спасательные операции, заблокирована в нижних палубах закрытыми водонепроницаемыми отсеками. Началась паника, в результате чего погибло много детей и женщин. Солдаты открывали огонь по толпе, прокладывая путь к шлюпкам. В результате сильного крена судна множество людей оказалось в ледяной воде. «Вильгельм Густлофф» медленно тонул больше часа, ужас и страх были последними свидетелями этой трагедии.

Миноносец «Лев», боевой корабль Германии, по имеющимся данным под конвоем которого шел «Вильгельм Густлофф», первым оказался на месте трагедии. Со шлюпок и из воды команда вытащила 472 пассажира. Крейсер «Адмирал Хиппер» - второй корабль, ставший свидетелем трагедии. Наполненный беженцами, он не остановился и пошел дальше, опасаясь атаки. Экипаж третьего судна, эсминца Т-38, спас еще 179 человек.

Гибель лайнера «Вильгельм Густлофф»

Не обошлось это кораблекрушение и без чуда. Прошло семь часов после подтопления лайнера, матрос малого посыльного корабля среди тысячи мертвых тел обнаружил в шлюпке последнего спасенного пассажира - закутанного в одеяло маленького ребенка, который до сих пор оставался живым! Годовалого мальчика спасли от переохлаждения, а бездетный матрос в итоге усыновил младенца, став счастливым отцом.

По разным данным в результате гибели лайнера «Вильгельм Густлофф» выжило от 998 до 2 500 человек. В Германии объявили траур, длившийся три дня. Фашистский рейх понес сильные потери, а Маринеско попал в список «личных врагов Германии».

Александр Маринеско

Прав или виноват?

Споры о законности подтопления лайнера «Вильгельм Густлофф» советской подлодкой во главе с Маринеско долго не утихали, и до сих пор не теряют свою актуальность. Как обычно, имеются разные версии произошедшего, в зависимости от того, чья сторона пытается их преподнести. Но в любом случае практически неопровержимыми являются следующие пункты:

  • судно числилось в составе военно-морских сил Германии,
  • на его борту находились военнослужащие и зенитки, что не допустимо для гражданских судов,
  • лайнер «Вильгельм Густлофф» не имел опознавательных знаков красного креста, а значит мог быть принят за военное судно и стать целью нападения,
  • судно шло под конвоем боевого корабля Германии (Миноносец «Лев»), как ходят военные суда.

Все эти факторы дают право считать судно законной военной мишенью.

Гибель лайнера «Вильгельм Густлофф»

В последствии советские подводники посещали останки корабля, которые оказались на глубине 45 метров. В дальнейшем правительством Польши место было провозглашено братской могилой и запрещено для посещений частными лицами. Но некоторым исследователям делались исключения, благодаря чему мы имеем ряд документальных и художественных фильмов о гибели лайнера «Вильгельм Густлофф».

Морская катастрофа Лайнера Вильгельм Густлов. Титаник Третьего рейха. Тайны века

Наше сообщество

Подписка на новости