80 лет московскому метро
15 мая 2015 года исполнилось 80 лет московскому метро. Любой желающий мог прокатиться по Кольцевой, где проходил Парад поездов разнообразных моделей.
Московский метрополитен – это пятое метро в мире по загруженности, включающее на сегодняшний день 196 станций (планируют еще построить 78 станций), отделка которых просто завораживает. Вспомним, как начиналась история московского метро.
Первые проекты метрополитена в Москве
Первые идеи создания линии метро в Москве от Курского вокзала до Марьиной рощи через Лубянскую и Пушкинскую площадь возникли еще в 1875 году, но дальше идей дело не пошло. Первый настоящий проект был разработан в 1901 году, а уже в следующим году российский инженер и архитектор Петр Иванович Балинский и инженер –строитель Евгений Карлович Кнорре предложили проект поземных линий от Замоскворечье до Тверской заставы, но городская дума «усомнилась в проработанности проекта», хотя на самом деле власть просто не хотела терять прибыль, которую давали трамваи. В этом же, 1902 году, был предложен наземный проект (по грунту или на эстакадах) метрополитена,но а в целом до начала Первой Мировой войны было предложено масса других проектов.
Как бы власти не тормозили создание метро, а проблему транспортной нагрузке необходимо было решать. Поэтому в 1923 году проект метрополитена заказали у компании Siemens, которая через два года представила грандиозный проект на 86 станций, но денег на реализацию этого проекта так и не нашли. В том же 1923 году специалисты отдела Московской железной дороги начинает работать над своим проектом и к 1930 году его завершает. Однако советская власть закрывает этот отдел, а специалистов, с дореволюционным образованием, арестовывает.
А 6 января 1931 года в Москве – транспортный коллапс.
Строительство первой линии от станции «Сокольники» до станции «Парк Культуры»
Летом 1931 года на партийном пленуме,первый секретарь Московского комитета ВКП(б), Л.М. Каганович настойчиво порекомендовал срочно начать строительство метро в Москве. Быстро был создан Мосметрострой и выпущены арестованные специалисты. В ноябре 1931 года по проекту 1930 года началось строительство первой очереди (от Сокольников до Храма Христа Спасителя и от Смоленской площади до библиотеки им.Ленина). Руководил строительством талантливый инженер Павел Павлович Роттерт, который в свое время возглавил строительство Днепрогэс. С началом строительства в проект пришлось внести коррективы и тоннели метро решили заложить на значительной глубине.
Строительство шло очень медленно, так как в Советском Союзе не было достаточного количества специалистов по метрострою.
Поэтому в 1933 году пришлось пригласить семь зарубежных специалистов, а десять советских инженеров отправить заграницу для обучения. Также катастрофически не хватало обычных рабочих – москвичей строительство раздражало (на строительство уходили колоссальные средства). Тем не менее процесс строительства шел полным ходом, так как привлекались комсомольцы (больше девятнадцати тысяч работало на строительстве).
Открытие метро планировалось на 7 ноября 1934 года, но из-за отсутствия эскалаторов, открытие не состоялось. Эскалаторы для метро в то время делали всего две фирмы в мире и СССР заплатил просто баснословные деньги, чтобы купить всего лишь один. И как вы уже додумались, советские умельцы разобрали его и скопировали.
К началу 1935 года советские эскалаторы уже были почти на всех построенных станциях, а над входом в метро появилась буква «М», нарисованная Иваном Тарановым.
Открытие метрополитена в Москве состоялось 15 мая 1935 года, в 6 часов первый поезд вышел из депо, а в 6 часов 45 минут впервые открылись двери в надземных вестибюлях для пассажиров. Всего в 1935 году было построено 13 станций.
Вот так и началась история метрополитена, которая насчитывает уже 80 лет.