80 лет московскому метро

80 лет московскому метро

15 мая 2015 года исполнилось 80 лет московскому метро. Любой желающий мог прокатиться по Кольцевой, где проходил Парад поездов разнообразных моделей.

Московский метрополитен – это пятое метро в мире по загруженности, включающее на сегодняшний день 196 станций (планируют еще построить 78 станций), отделка которых просто завораживает. Вспомним, как начиналась история московского метро.

Первые проекты метрополитена в Москве

Первые идеи создания линии метро в Москве от Курского вокзала до Марьиной рощи через Лубянскую и Пушкинскую площадь возникли еще в 1875 году, но дальше идей дело не пошло. Первый настоящий проект был разработан в 1901 году, а уже в следующим году российский инженер и архитектор Петр Иванович Балинский и инженер –строитель Евгений Карлович Кнорре предложили проект поземных линий от Замоскворечье до Тверской заставы, но городская дума «усомнилась в проработанности проекта», хотя на самом деле власть просто не хотела терять прибыль, которую давали трамваи. В этом же, 1902 году, был предложен наземный проект (по грунту или на эстакадах) метрополитена,но а в целом до начала Первой Мировой войны было предложено масса других проектов.

Как бы власти не тормозили создание метро, а проблему транспортной нагрузке необходимо было решать. Поэтому в 1923 году проект метрополитена заказали у компании Siemens, которая через два года представила грандиозный проект на 86 станций, но денег на реализацию этого проекта так и не нашли. В том же 1923 году специалисты отдела Московской железной дороги начинает работать над своим проектом и к 1930 году его завершает. Однако советская власть закрывает этот отдел, а специалистов, с дореволюционным образованием, арестовывает.

А 6 января 1931 года в Москве – транспортный коллапс.

Строительство первой линии от станции «Сокольники» до станции «Парк Культуры»

строительство первой линии метро

Летом 1931 года на партийном пленуме,первый секретарь Московского комитета ВКП(б), Л.М. Каганович настойчиво порекомендовал срочно начать строительство метро в Москве. Быстро был создан Мосметрострой и выпущены арестованные специалисты. В ноябре 1931 года по проекту 1930 года началось строительство первой очереди (от Сокольников до Храма Христа Спасителя и от Смоленской площади до библиотеки им.Ленина). Руководил строительством талантливый инженер Павел Павлович Роттерт, который в свое время возглавил строительство Днепрогэс. С началом строительства в проект пришлось внести коррективы и тоннели метро решили заложить на значительной глубине.

Строительство шло очень медленно, так как в Советском Союзе не было достаточного количества специалистов по метрострою.

Поэтому в 1933 году пришлось пригласить семь зарубежных специалистов, а десять советских инженеров отправить заграницу для обучения. Также катастрофически не хватало обычных рабочих – москвичей строительство раздражало (на строительство уходили колоссальные средства). Тем не менее процесс строительства шел полным ходом, так как привлекались комсомольцы (больше девятнадцати тысяч работало на строительстве).

Открытие метро планировалось на 7 ноября 1934 года, но из-за отсутствия эскалаторов, открытие не состоялось. Эскалаторы для метро в то время делали всего две фирмы в мире и СССР заплатил просто баснословные деньги, чтобы купить всего лишь один. И как вы уже додумались, советские умельцы разобрали его и скопировали.

К началу 1935 года советские эскалаторы уже были почти на всех построенных станциях, а над входом в метро появилась буква «М», нарисованная Иваном Тарановым.

строительство метро

Открытие метрополитена в Москве состоялось 15 мая 1935 года, в 6 часов первый поезд вышел из депо, а в 6 часов 45 минут впервые открылись двери в надземных вестибюлях для пассажиров. Всего в 1935 году было построено 13 станций.

Вот так и началась история метрополитена, которая насчитывает уже 80 лет.

Наше сообщество

Подписка на новости