Могла ли Киевская Русь сохранить язычество?

О роли личности в истории и силе политических механизмов.

Если оценить последствия крещения Киевской Руси не с религиозной стороны, а с исторической, то данное событие нанесло колоссальный вред культуре наших земель, её первородному быту и устоям. Вопрос, который не может не занимать каждого историка и простого русского человека, могла ли Киевская Русь сохранить язычество? И как бы всё сложилось в дальнейшем?

Византия – добрейший враг и злейший друг Руси.

Князь Киевский Владимир Святославович был тем, чьей рукой окрестили наши земли. Мотивы его поступков были продиктованы целым рядом политических факторов, или мыслями о дальнейшем культурном развитии Руси, о духовной перспективе её земель?

При рождении Владимир, как и отец его Святослав, был язычником. Иначе говоря, он был выходцем из культуры наших предков, и по духу и крови своей был славянином, вряд ли он взращивал в своей душе любовь к чужим Богам и чужим ритуалами. Так почему же он привнес в русскую культуру чужеродно семя, которое в итоге не просто проросло, но и привело к гибели обычаев, взращенных нашими отцами тысячи лет назад?

В те времена русские земли находились в состоянии войны с Византийской империей. Как так получилось, что по итогам войны, в которой позиции Киевской Руси были более убедительны, мы фактически проиграли, приняв чужую веру? Дело в том, что согласно православным заветам, Князь Киевский Владимир вместе с крещением априори признавал над собой высшую власть церкви, а следственно, и Византийских императоров. Так, сразу же после заключения брака Владимира с Анной, к Василию II-ому отправились шесть тысяч лучших воинов русских земель, что немало укрепило его военные позиции, и в итоге помогло в начале следующего тысячелетия преодолеть остатки хазарского сопротивления в Крыму.

О роли личности в истории и силе политических механизмов.

Но главным политическим мотивом для Константинополя было не просто избавиться от страшного врага, а обрести в нём могучего союзника в грядущем противостоянии с Западом. До распада церквей на восточную и западную в те времена оставались считанные годы, и это было неизбежно, а потому необходимо было предусмотреть все возможные последствия. Византийская империя справилась со всем этим превосходно. Все сложилось, как нельзя удачно для Византии, но каковы были мотивы Святослава?

Мотивы и сомнения, привилегии и издержки.

Существует несколько версий, почему Владимир Красно Солнышко сделал такой решительный шаг, перевернув тем самым слаженный мир Руси.

Одна из наиболее распространённых гласит, что киевский Князь был очарован Анной, и, потеряв голову от любви к ней, принял веру своей жены. Якобы Анна не желала разделить ложе с человеком иных религиозных убеждений, и это предрешило судьбу всей Руси. Данную теорию очень любят печатать в учебниках истории и обычный люд им вторит. Но, если задуматься и взвесить все аспекты, то трудно представить, что глава одной из мощнейших держав того времени, имевший сотни наложниц, пошёл на поводу у женщины, которая и без того уже была с ним повенчана. В защиту данной версии говорят свидетельства о том, что сам Владимир в итоге не спешил строить новые церкви, поручив данное дело своей избраннице. Но так ли оно было?

Вторая версия гласит, что, не смотря на то, что все славяне исповедовали язычество, от селенья к селенью, от города к городу взгляды на обряды различались. То есть в каждой общине имелись собственные представления о том, какими должны быть обряды, подношения и служение. Это одновременно приводило и к междоусобице, и лишало возможности киевского князя сколотить единую страну, единый край, тем самым заложив фундамент новых земель. Потому он и принёс “из-за порога” чужую веру, в которой фигурировал один единый Бог, надеясь на то, что это наконец-то положит конец вражде.

О роли личности в истории и силе политических механизмов.

Третья, последняя существенная версия заставляет взглянуть не на политические мотивы и не на любовные интриги, а на духовность и интеллектуальное развитие Руси. Появление христианства на славянских землях позволило дать новое дыхание живописи, зодчеству и, естественно, письму. Христианство было подобно катализатору, который ускорил культурный рост, и одновременно очертил новые горизонты для нашего народа. Но вот только более приемлемым словом, полностью отражающим суть происходящего, будет скорее не “развитие”, “замещение” культуры. Ведь христианство не пришло на Киевскую Русь, осев рядом с прежними взглядами, а заняло их место. Согласно этой версии выходит, что Владимир Красно Солнышко променял веру предков, язычество Киевской Руси, на буквы и картинки.

Какая из данных версий наиболее близка к правде, ныне судить сложно, и каждый может решить для себя сам. Быть может, все три взгляда на этот переворотный эпизод в истории наших земель являются верными.

Оправдание зверств, как новый вектор толкования истории наших земель.

Вопреки представлениям Владимира, люди не так охотно принимали новые взгляды. Да и сложно себе представить, чтобы кто-то добровольно отказался от того, во что верил всю свою жизнь, как его отец и дед ранее. Многие посчитали, что новая религия более походит на рабство, чем на веру, и наотрез отказались принять крещение, что в итоге обернулось яростным противостоянием между новыми и старыми порядками. Христианство и язычество в Киевской Руси развернули настоящее противостояние. Те, кто насаждал православие, принялись стремительно искоренять прежние алтари при помощи огня и меча. Эта эпоха хранит в себе реки крови, которые впитала наша земля, и потому в современной истории её стараются обходить стороной.

О роли личности в истории и силе политических механизмов.

Современные историки, оправдывая зверства, сопровождавшие Крещение наших земель, пользуются набором таких форм, как устаревшая религия, бесперспективная вера, пережиток прошлого, изжившие себя устои, и так далее. Сложно, конечно, представить, как вера в добро, в честь и совесть, в любовь ко всему сущему может изжить себя, но дипломированные специалисты позиционируют всё именно таким образом.

Для того чтобы придать истории шарма, существует множество легенд, сопровождавших Крещение и предшествовавших ему. Например, одна из них гласит, что Владимиром по всему миру были посланы гонцы, которые должны были войти в храмы разных народов и собственными глазами узреть их веру, их ритуалы. Корни этой легенды лежат в том, что во времена правления Князя Киевского к нему прибывало множество посланников от соседствующих с Русью народов, и каждый стремился ангажировать его в свою веру. Среди множеств “скучных и неярких” ритуалов, якобы, лишь величие греческой религии, а именно златое убранство и пышные одеяния, было одобрено Князем. Сложно себе представить, что мудрейший правитель покусился на златые купола и богато украшенные обряды, но “историки” любят вспомнить эту басню, да и ещё выставлять её под одобрительным углом.

Будущее, которого нас лишили.

Невозможно не задать себе вопрос, глядя на все эти события и перипетии в истории Киевской Руси, что было бы, если бы наш народ смог сохранить своих Богов? И стоили ли все те достоинства, которые рассчитывал получить Князь киевский Владимир, сын Святослава, гибели нашей собственной культуры? Наверное, нет – и не могли, и не стоили. Под весом политических аргументов Владимир уже предрешил судьбу своего народа, а тот, всегда следуя за своим правителем, вынужден был принять эту судьбу. Даже сопротивление, которое оказывали наши люди, яростно давая понять, что не желают подобной судьбы, не убедило его изменить свое решение. Вот так решение одного человека перевернуло судьбы множеств поколений, разделяющих современников Владимира и нас.

О роли личности в истории и силе политических механизмов.

Это заставляет нас лишний раз задуматься о том, насколько велика роль личности в истории, а также насколько сильны и беспощадны механизмы политики, в жернова которой попадают миллиарды судеб. В тот день, когда Князь киевский решил крестить Русь, он решил отринуть нашу собственную культуру, мир наших собственных представлений и обычаев, сложенный руками наших отцов.

Народ, который отказался от собственной культуры, всегда слабее, чем иные. И когда-то нашей русской душе было нанесено тяжелейшее увечье, которое обескровило наши земли на долгие столетия. Мировоззрение играет колоссальную роль в жизни каждого человека, оно способно наделить его милосердием и чистыми помыслами, дать ему сил и волю в мрачный час, и даже уберечь его от дурного пути. Возможно, если бы Владимир не был столь категоричен в своих помыслах, то не было бы такого извилистой и страшной стези, по которой мы прошли в прошлом тысячелетии. Может быть, уже сейчас Русь была бы вершиной мировой цивилизации, духовным расцветом человечества.

Язычество древней Руси. Языческие боги древних славян.

Поделитесь с друзьями

Добавить комментарий

Наше сообщество

Подписка на новости